Пятница 09 декабря 2016 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Ахмед Гаджиев: «Махачкалинский морской торговый порт работает на укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии»

05 ноября 2015 14:30 Опубликовано в:  РИА  - Интервью Источник :  РИА «Дагестан»
размер шрифта-+
Печать
В этом году Махачкалинский морской торговый порт отмечает 145-летие. О работе коллектива этого старейшего предприятия республики в условиях экономического кризиса, о проблемах, с которыми сталкиваются работники порта, и о программе развития   предприятия РИА «Дагестан» рассказал генеральный директор Махачкалинского морского торгового порта, депутат Народного Собрания РД Ахмед Гаджиев.

– Ахмед Тажудинович, нашу беседу накануне 145-летия порта мы, пожалуй, начнем не с праздничного вопроса. Нередко от представителей республиканских органов исполнительной власти разного ранга можно услышать критику в адрес руководства порта: мол, Махачкалинский морской торговый порт не используется эффективно. Журналист иногда тоже не прочь задеть Вас и ваших коллег. В некоторых изданиях пишут, что после смены руководства в порту значительно упали показатели перевалки…

– К сожалению, некоторые журналисты, когда пишут о порте, путают понятия «проектная мощность» и «фактическое количество перевалки грузов предприятием, объективные показатели производственного процесса». Этим грешат и отдельные чиновники. Так вот, проектная мощность порта – 10,9 млн тонн, она рассчитана на идеальные условия. Скажем, не учитывает мировой кризис и скачки курса рубля. Хочу подчеркнуть, что никогда после завершения первой очереди реконструкции ни предыдущей команде, ни нам пока не удавалось загрузить все мощности. Для сведения: если грузооборот порта в 2005 году составлял 3,5 млн тонн, то 2012 год отмечен рекордным объемом грузов – мы перевалили 6,4 млн тонн. Это, заметьте, достижения новой команды менеджеров, которая пришла в порт.

Бесспорно одно: пока чуть более 50 процентов мощностей порта нам удается загрузить. К сожалению, не все технологические, экономические и тарифные проблемы решены. Причин этому много: во-первых, это значительное падение объемов перевозки черных металлов в связи со снижением тарифов на железнодорожные перевозки Казахстаном. Во-вторых, допустимая осадка судов в акватории порта – всего 6 метров, танкеры с нефтью и нефтепродуктами к нам идут недогруженные. Сегодня принимать в махачкалинской гавани традиционные для нашего региона танкеры «Каспий-макс» грузоподъемностью около 13 тыс. тонн мы не можем. Требуется проведение дноуглубления до 9 м. Тогда Махачкала по своим техническим возможностям и по осадкам сможет конкурировать с другими портами Каспия. И что, по нашему мнению, еще существенно сказывается на объемах грузооборота. В настоящее время в Махачкале не работает первая очередь железнодорожной паромной переправы мощностью 1,5 млн тонн. Современная переправа есть, а морской транспорт отсутствует. Паромы, в свое время заказанные для порта Махачкалы в Хорватии, проданы Азербайджану, а новых нет.

И последнее. Чтобы составить конкуренцию альтернативным маршрутам и направить грузопотоки в российские порты, бесспорно, необходимо пересмотреть железнодорожные тарифы на транзитные перевозки. Тогда мы за короткое время, прежде всего в рамках международных транспортных коридоров, сможем привлечь в Дагестан дополнительно 4-5 миллионов тонн грузов. По нашему мнению, необходимо ввести понижающие коэффициенты для перевозки грузов по железной дороге на Северном Кавказе, что, бесспорно, благоприятно скажется на грузообороте порта. В портах дальневосточного региона это практикуется и дает хороший эффект. К сожалению, эти нерешенные вопросы сдерживают темпы роста грузооборота в порту.   

– Вы стали руководителем морского транспортного предприятия в конце 2010 года, в непростое для порта время. Тогда Федеральное агентство морского и речного транспорта вынуждено было спешно сменить менеджеров Махачкалинского морского торгового порта: московская комиссия выявила серьезные злоупотребления на предприятии. В эти дни у вас, можно сказать, небольшой юбилей. Какие позитивные изменения произошли в деятельности предприятия за прошедшие пять лет? Довольны ли Вы результатами работы вашей команды?   

– За эти годы мы спасли предприятие от банкротства, нашей команде удалось организовать в порту стабильную работу: ежегодно переваливаем от 5 до 6 млн тонн грузов. Четвертый год подряд, начиная с 2011 года, предприятие завершает с прибылями.  Наши работники регулярно и без задержек получают зарплату. Кстати, за последние годы мы дважды повышали зарплату портовикам. Это главное.

Мы все эти годы, в первую очередь, были заняты решением проблем, доставшихся нам в наследство от прошлого руководства. Как говорится, разгребали завалы. Только к концу 2014 года нам удалось избавиться от этого тяжелого наследия – погасили около 2 млрд рублей долгов перед кредиторами, коллективом, бюджетом и внебюджетными фондами. Ежегодные платежи в бюджеты всех уровней, во внебюджетные фонды и отчисления собственнику имущества предприятия составляют около 200 млн рублей.

И что немаловажно, вернули доверие грузовладельцев и судовладельцев к Махачкалинскому торговому порту. В 2014 году в Иран отгружено более 300 тыс. тонн российского зерна: таких объемов зерна никогда ранее не переваливали в порту.  Зафиксирован также рост импорта строительных материалов. За последние три года в республику завезено около 1 млн тонн иранского цемента. 

– Кстати, а кто сегодня хозяин порта? Одни говорят, что порт принадлежит Сулейману Керимову, другие утверждают, что предприятие купил Зиявудин Магомедов…

– Слухи и домыслы не хочу комментировать. Официально заявляю: сегодня порт принадлежит государству. Махачкалинский морской торговый порт является федеральным унитарным предприятием. Он остается последним российским портом в собственности государства. Правда, в июле этого года Росморречфлот направил в Правительство РФ предложение о включении предприятия в прогнозный план приватизации на 2016 год. Но пока вопрос об акционировании и последующей приватизации ММТП окончательно не решен.

– Простите, но люди часто спрашивают: неужели в порту еще что-то осталось, что можно приватизировать? Судя по громким уголовным делам против предыдущего руководства, в порту все давно уже «прихватизировали»?

– Вы отчасти, наверное, правы. Если сегодня провести приватизацию, то стоимость чистых активов окажется отрицательной и неминуемо приведет предприятие к банкротству. Многочисленные комиссии и правоохранительные органы установили, что 68 объектов недвижимого имущества (базы отдыха, детсады и другие объекты социального назначения) проданы. Проданы также новейшие паромы, суда, буксиры и краны. Успешно выведены все ликвидные активы предприятия за периметр порта. Теперь Росморпорт и Росимущество ломают головы, как подвести предприятие к приватизации: еще недавно, кроме причалов, ничего за портом не значилось. А   гидротехнические сооружения (причалы, пирсы, молы, волноломы), имеющие высокую стоимость, по закону не подлежат приватизации, это собственность государства. Не подлежит приватизации и земля в границах порта, она передается только в аренду. 

Сейчас все объекты недвижимого имущества, находящиеся на балансе порта, зарегистрированы в Росреестре. Завершаем подготовку предприятия к акционированию. Надеемся, что в порт придет ответственный инвестор, который хорошо понимает, что от нашего предприятия зависит материальное благополучие тысяч и тысяч дагестанцев. Не стоит забывать, что Махачкалинский морской торговый порт имеет также важное значение для дальнейшего развития всего народнохозяйственного комплекса республики.
Как заявил во время своего визита в порт полномочный представитель Президента России в Северно-Кавказском федеральном округе Сергей Меликов, при приватизации предприятия приоритетом должна стать не продажа объектов любой ценой, а привлечение стратегических инвесторов для дальнейшего развития порта.

– Вернемся к предстоящему празднику – 145 лет порт на трудовой вахте. А какова стратегия его дальнейшего развития?

– Развитию предприятия федеральные власти уделяют большое внимание. Сейчас в порту, в частности, активно идет строительство нового современного пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Махачкалы. Новый пункт пропуска строится в рамках реализации Федеральной целевой программы «Государственная граница Российской Федерации (2012–2020 годы)». К концу 2016 года в порту появится трехэтажный административно-бытовой корпус, там расположатся представители таможни и других контролирующих и надзорных органов. Рядом возведут здание кинологической службы с необходимой инфраструктурой.

Новый объект оснастят современным оборудованием: сканирование будут производить, не выгружая товар, и скорость прохождения грузов значительно возрастет. Реализация проекта позволит полностью удовлетворить требования контрольно-надзорных органов и повысит эффективность их работы.  

Программа развития порта предусматривает и другие инфраструктурные изменения. В частности, до конца года будет завершено строительство современного административного корпуса порта. Одновременно мы активно решаем вопросы социальной защиты работников порта. Кстати, в порту работают более 500 человек. В ближайших наших планах – возведение социальных объектов: детского садика и жилья для работников порта.

Сегодня Махачкалинский морской торговый порт работает на укрепление позиций российского транспортного флота на Каспии. Грузопотоки из России через единственный незамерзающий порт страны проходят в Иран, государства Закавказья и Средней Азии. Сегодня главная задача руководства порта – сохранение экономической и финансовой устойчивости предприятия вопреки кризису и поиск новых актуальных видов грузов.   

– Спасибо за откровенную и содержательную беседу. Желаю вам и вашему коллективу сил и энергии для решения намеченных программ! 


Всего просмотров: 1

Другие новости:

04.12.2016 09:09:07 Надир Загиров: «Сельское хозяйство является ключевой сферой в экономической политике Дагестана»
01.12.2016 10:31:00 Магомед Магомедов: «Главной задачей “Единой России” является защита прав и законных интересов населения»
18.11.2016 11:46:37 Азнаур Гаджимирзоев: «Состою только в одной команде – команде государства»
17.11.2016 14:40:01 Артур Фатуллаев: «Мы предлагаем услугу одного окна для водителей»
16.11.2016 12:00:00 Даниял Абдуллатипов: «Мы располагаем установками, позволяющими оперативно и точно проверять счетчики самых разных моделей»
04.11.2016 10:28:03 Камил Камилов: «Современные технологии гарантируют модернизацию экономики Дагестана»
01.11.2016 17:05:36 Рамазан Газиев: «Любительская футбольная лига Дагестана постоянно двигается вперед»
23.09.2016 10:16:00 Журнал GQ опубликовал интервью с Зиявудином Магомедовым
21.09.2016 12:53:09 Художник Закарья Закарьяев: «Я не стремлюсь к красоте, я стремлюсь найти гармонию и правду»
16.09.2016 17:10:28 Умахан Умаханов: «Быть дагестанцем – значит быть интернационалистом»
14.09.2016 18:31:40 Осман Махачев: «Дагестанский кардиоцентр выходит на показатель 1500 операций в год»
09.09.2016 15:00:00 Гаджимет Сафаралиев: «Предвыборная программа “Единой России” учитывает проблемы во всех сферах жизни нашего населения»
06.09.2016 08:50:01 Анварбек Кадиев: «Проблемы, связанные с развитием городов Дагестана, необходимо решать комплексно и безотлагательно»
30.08.2016 14:23:43 Магомед Абдулаев: «Дагестан не имеет замечаний по вопросам организации и проведения диспансеризации населения»
26.08.2016 18:20:51 Джапарбег Шамхалов: «Аграрная реформа позволит эффективно и рационально использовать земельные ресурсы в Дагестане»
16.08.2016 10:24:42 Залкип Курбанов: «Значимость мелиорации для сельского хозяйства Дагестана неоценима»
15.08.2016 09:48:10 Анна Безрукова: «Молодежные форумы – это хорошая площадка для ребят, которые хотят реализовать себя»
08.08.2016 11:24:28 Фикрет Раджабов: «Самым значительным вкладом Народного Собрания пятого созыва является сохранение мира и согласия в дагестанском обществе»
06.08.2016 16:07:19 Магомедрасул Магомедов: «Исчезновение дикой популяции осетровых пород рыб – одна из серьезных проблем на Каспии»
03.08.2016 10:08:35 Джакай Джакаев: «Потенциал махачкалинской молодежи очень велик»
01.08.2016 15:24:14 Сейфулах Исаков: «Около 30 процентов обращений в региональную приемную Дмитрия Медведева решаются положительно»
29.07.2016 17:53:15 Запир Алхасов: «Вопросы социального развития всегда ставятся руководством республики во главу угла»
26.07.2016 13:44:48 Хайбула Малачилов: «Нужно уметь защищать свои права, а для этого необходимо знать Конституцию»
24.07.2016 15:31:11 Денис Бычков: «Тримиата – это три разных возрастных периода жизни женщины, и в нашей сети для каждого из них есть свои украшения»
23.07.2016 21:09:08 Абдулмажид Маграмов: «Выходцам из Дагестана нужно самим вкладываться в экономику республики, тогда за ними подтянутся и другие инвесторы»
23.07.2016 16:10:30 Юсуп Умавов: «В Дагестане необходим системный подход к развитию торговли»
20.07.2016 18:44:43 Магомедгаджи Абдуллаев: «Земельные поступления выполняют очень значимую роль в структуре доходов бюджета города»
20.07.2016 16:53:00 Шафи Акушали: «Дагестан был субъектом мирового цивилизационного процесса Средневековья»
13.07.2016 15:37:56 Азнаур Гаджимирзоев: «Мы работаем для граждан нашей республики, их мнение для нас очень важно»
06.07.2016 16:40:22 Саид Юсупов: «Пора начать решать проблемы, а не уходить от них»

РИА видео

Дагестан туристический

Фоторепортаж

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск