"

Счетная палата посчитала нарушения в госзакупках

Фото:
1265
2 минуты
Счетная палата РФ обнаружила, что большинство особо крупных (на сумму свыше 1 млрд рублей) госконтрактов заключается и реализуется в "серой" зоне правоприменительной практики и закупочных технологий, а более 70% контрактов (в количественном и стоимостном выражениях) размещается вне конкурентных процедур посредством заключения договора с единственным поставщиком.

Эксперты СП РФ проверили эффективность мер по обеспечению закупок товаров (работ, услуг) для государственных нужд по контрактам на сумму свыше 1 млрд рублей, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета. В ходе проверки были обнаружены многочисленные нарушения заказчиками норм Бюджетного и Гражданского кодексов РФ, требований законодательства в сфере размещения заказов и защиты конкуренции, иных норм.

Собранные факты свидетельствуют о наличии в сегменте особо крупных закупок повышенных рисков для бюджета РФ, а также условий для недобросовестного исполнения заказчиками и подрядчиками (исполнителями, поставщиками) своих полномочий.

Так, за период с 1 июля 2011 г. по 31 декабря 2012 г. государственными заказчиками заключено 458 особо крупных контрактов на общую сумму 1,5 трлн рублей, подлежащих финансированию за счет средств федерального бюджета.

Специалисты зафиксировали тенденцию к увеличению год от года количества особо крупных контрактов и, как следствие, объема привлекаемых в такие контракты бюджетных средств, ценового порога. Стоимость отдельных контрактов достигла рекордных значений, превысив 44,0 млрд рублей.

Результаты реализации особо крупных контрактов оказывают кардинальное влияние на развитие целых отраслей и сфер российской экономики: дорожного строительства, космической отрасли, военно-промышленного комплекса, здравоохранения, судостроения и авиационной промышленности.

В Счетной палате напомнили, что Федеральный закон N44 определил особенности закупок малых объемов. В то же время заказчикам предоставлено право размещать особо крупные (сложные и долгосрочные) контракты на общих основаниях с простыми, регулярными и краткосрочными поставками товаров с функционирующих рынков.

По мнению СП, до вступления закона в силу 1 января 2014 года в него следует внести изменения, в частности - установить дополнительные требования к заказчикам, размещающим особо крупные контракты, к типовым условиям особо крупных контрактов, а также особенности процедур планирования, заключения и исполнения особо крупных контрактов, их мониторинга, контроля и аудита эффективности.

Одной из предлагаемых мер станет также доработка порядка общественного обсуждения особо крупных закупок. Проверка выявила высокий, но пока не реализованный потенциал этого нового инструмента.
Источники
INTERFAX.RU

Новости раздела