Пятница 14 апреля 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Эксперт: в России лучшие детские сады в мире

02 марта 2016 11:00 Опубликовано в:  РИА  - В России Источник :  РИА Новости
размер шрифта-+
Печать

В связи с проведением тринадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования" корреспондент РИА Новости поговорил с основателем и директором организации "Международные Инициативы развития детей" (ICDI), Нидерланды, Лейден, крупнейшим специалистом в области раннего развития детей, доктором психологии Нико ван Оуденховеном.

– В ходе московской конференции Вы назвали российские детские сады самыми лучшими в мировом образовательном пространстве. На фоне, как правило, сдержанных оценок достижений российской дошкольной педагогики международными экспертами Ваше заявление стало сенсацией форума. Вы действительно так думаете?

– Разумеется, это моя основная идея. Во-первых, детский сад в России это полноценный автономный организм, он отделен от школы. И в этом очень большое преимущество вашей системы. Во-вторых, у вас самые лучшие воспитатели, это так же очевидно. В-третьих, виды занятий, которые предлагают ваши дошкольные учреждения, более вариативны, да и диапазон их шире, чем в других странах. В-четвертых, какую страну не возьми, взрослые всюду смотрят на детей как на "обучаемых", тогда как у вас к ним продолжают относиться как к детям. Их не сажают рядами за парты, как это делается в США или Канаде (а затем копируется, допустим, в Пакистане или Индии), у них другая среда, по-другому организованная.

И еще: в процессе воспитания российских дошколят большое внимание уделяется задаче освоения культуры. К примеру, даже какая-нибудь рыбалка, кормление хомячков или спортивное закаливание приучает детей относиться к этим занятиям как к культурной практике. Такого вы не увидите нигде. Чему самых маленьких учат в любой европейской стране? Читать, писать, считать – базовым навыкам, которые они все равно потом получат в школе. А в российских садиках с ними очень много занимаются тем, что называется общим развитием. Если есть бассейн, то учат плавать, практически всегда проводят детские праздники, приобщают к живописи, лепке, разным рукоделиям. Культура для вас это не только искусство, музыка, это еще и спорт, игры, устное творчество, совместная подготовка к событию, приготовление еды, взаимодействие с животными.

Иначе говоря, цель ваших садиков не обучение ребенка, нет. Это в других странах его учат, а здесь обучение это всего лишь одна из частей, а ключевое это все-таки развитие. Оно достигается за счет разнообразия досуговых практик и всевозможных занятий самого широкого спектра.

– Означает ли сказанное, что Ваша оценка начисто исключает критику российского опыта в этой сфере?   

– Ничуть, я хорошо вижу ваши недостатки, но говорю о них только потому что понимаю: любая система портится, если она не развивается. А еще потому, что мне бы совсем не хотелось, чтобы вы потеряли то, чего достигли. Итак, если о минусах, то вот: вы почти не выезжаете на международные конференции, не делитесь опытом с теми, кому он был бы важен и полезен, не внедряете активно в вашу систему инновации, признанные в международном образовательном сообществе.

Самое слабое ваше место это, пожалуй, дизайн зданий, он у вас не меняется десятилетиями: название города, его культурные особенности почти не имеют значения – всюду один и тот же архитектурный шаблон. Тут вам как раз есть чему поучиться у других. Кроме того, нужно добавить инклюзивное образование, научиться работать с детьми мигрантов. Эти свои обобщения я извлекаю не из умозрительных суждений, я сделал их в поездках по стране, в общении с российскими воспитателями из Сургута, Якутска, Ханты-Мансийска, Нижнего Новгорода, Кирова, Нижневартовска, Москвы.

– Сколько всего стран в вашей педагогической коллекции? Опыт каких из них, кроме России, в области дошкольного образования представляет для Вас интерес?

– Я объездил без малого сто стран всех континентов. Помню детский сад в Германии, устроенный на лесной опушке, без крыши и стен: брезентовый навес, гамаки. Что-то подобное видел еще в Мозамбике. Это производит впечатление. Конечно же, открытое пространство более полезно и поучительно для малышей, чем если бы они целый день сидели внутри здания. Но эти примеры из числа единичных. Увы, чаще всего детский сад представляет собой здание при школе, внутри которого есть классный бокс, где дети сидят за партами, как в Северной Америке, или же прямо на полу, как в Азии и Африке, а вместо взрослого учителя им преподает сверстник, как на этой фотографии из Пакистана. Это стандартная ситуация. Вот почему, объездив столько стран, я ставлю именно российские садики на первое место.

Вопрос "Чему и как учить учителя?" стал темой тринадцатой ежегодной конференции "Тенденции развития образования" этого года. Конференцию проводила Московская высшая школа социальных и экономических наук совместно с Российской академией народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ, при участии Национального исследовательского университета "Высшая школа экономики", Московского городского педагогического университета и издательской фирмы "Сентябрь".

Генеральный информационный партнер конференции – проект "Социальный навигатор'' МИА ''Россия сегодня''.



Всего просмотров: 1

Другие новости:

13.04.2017 14:49:39 Минтруд заявил о сокращении числа безработных за неделю
13.04.2017 14:21:07 Роспотребнадзор запустил всероссийскую горячую линию по вопросам вакцинации
13.04.2017 09:30:25 Правительство увеличило уставной капитал РНКБ на 15 миллиардов рублей
13.04.2017 09:11:33 Глава Минстроя заявил об отсутствии планов по сносу пятиэтажек в регионах
12.04.2017 17:56:23 Госдума приняла в первом чтении законопроект о переносе президентских выборов
11.04.2017 13:49:46 ГД в среду рассмотрит поправки о переносе выборов президента на 18 марта
11.04.2017 10:20:59 СМИ: Титов предложил способ защиты бизнеса от уголовного преследования
10.04.2017 16:01:32 В России снимут фильм для подготовки военных к боевым условиям
10.04.2017 15:15:39 В ГД могут ужесточить наказание за незаконное использование знака "Инвалид"
10.04.2017 13:42:48 Депутат ГД: проект Милонова о соцсетях может только оттолкнуть молодежь
10.04.2017 10:03:07 Правительство утвердило новую редакцию "Развития транспортной системы"
07.04.2017 09:20:05 Минтруд назвал самые востребованные профессии
06.04.2017 14:01:49 СМИ узнали о новой схеме обналичивания денег через ломбарды
06.04.2017 11:59:00 Сборная России опустилась на 61-е место в мировом рейтинге ФИФА
06.04.2017 11:37:41 Комитет ГД рекомендовал отклонить проект о минимальном размере алиментов
06.04.2017 09:45:05 Правительство направило 10 миллиардов рублей на развитие дорог в регионах
06.04.2017 09:29:04 Правительство утвердило изменения в госпрограмму развития АПК
05.04.2017 14:04:00 Овечкин заявил, что намерен принять участие в Олимпиаде-2018
05.04.2017 13:36:48 В Петербурге задержали предполагаемых пособников террористов
05.04.2017 10:30:00 СМИ: детям в России хотят запретить пользоваться соцсетями
04.04.2017 09:23:46 СМИ: Минобороны получит автоматизированные системы управления бригадами РЭБ
03.04.2017 09:23:01 В Госдуме подготовили поправки в УК о наказании за кражу электроэнергии
31.03.2017 11:18:58 Правительство РФ оценит ход реализации стратегии развития спорта в стране
30.03.2017 10:18:48 Россия сократила добычу нефти на 200 тысяч баррелей в день
30.03.2017 09:43:59 Весной в российскую армию призовут 142 тысячи человек
29.03.2017 09:55:00 В Госдуме предложили способ борьбы с диабетом
29.03.2017 09:21:00 СМИ узнали, как блогеры помогут воспитать патриотизм у российской молодежи
27.03.2017 10:50:44 Кабмин установил новые требования к отечественному софту для госструктур
27.03.2017 10:26:56 Кабмин изменил порядок замены и выдачи водительских прав
26.03.2017 10:24:01 Новак высоко оценил общий уровень выполнения венского соглашения по нефти

РИА видео

"Прямая трансляция заседания общественного совета Минобрнауки РД"

Фоторепортаж

Ретро-поезд "Победа" в Махачкале

Ретро-поезд "Победа" в Махачкале