"

Проблемы инклюзивного образования обсудили в ДГУ

Фото:
2609
3 минуты
Проблемы инклюзивного образования обсудили 10 декабря в рамках круглого стола в конференц-зале Дагестанского государственного университета в Махачкале.

Открывая мероприятие, проректор ДГУ по учебной работе Магомед Гасанов отметил, что мероприятие направлено на координацию действий по созданию специальных условий для обеспечения инклюзивного образования студентов с инвалидностью, ограниченными возможностями здоровья и особыми образовательными потребностями в учебных заведениях.

«В ДГУ обучается 130 инвалидов, из них с терапевтическими заболеваниями – 88, неврологическими – 15, глазными – 8, хирургическими – 14, лор – 2, кожными – 3. В университете созданы Центр инклюзивного образования и Педагогический центр на базе социального факультета, в планах – формирование Психологического центра реабилитации инвалидов на базе факультета психологии развития и профессиональной деятельности», – добавил он.

Первый заместитель главы администрации Махачкалы Запир Алхасов сообщил, что тема инклюзивного образования остается актуальной и проблемной для города. Он подчеркнул, что вопросы, связанные с обеспечением доступной среды жизнедеятельности инвалидов, на муниципальном уровне сегодня не все решены. «Руководство города и республики готово решать данные проблемы по мере своих сил, не взирая на сложную экономическую ситуацию, эти вопросы находятся на особом контроле. Я уверен, что с помощью экспертного сообщества, которое может подсказать и вовремя дать определенные рекомендации, нам удастся исправить данную ситуацию», – сказал Алхасов.

Заведующий кафедрой коррекционной педагогики и специальной психологии ДГПУ Джафар Маллаев осветил проблемы инклюзивного образования, среди которых – доступность высшего образования для инвалидов, отсутствие подзаконных актов, которые четко регламентируют права и условия лиц с ограниченными возможностями здоровья, недостаток соответствующих условий для полноценного обучения данной категории граждан, отсутствие достаточных средств для приобретения технического оборудования и найма специалистов, отсутствие адаптивных программ для студентов с ограниченными возможностями, трудоустройство студентов с ОВЗ.

По словам представителя факультета психологии развития и профессиональной деятельности ДГУ Заремы Акбиевой, для выявления ключевых направлений развития системы инклюзивного образования ДГУ, а также поддержки образовательного и профессионального становления детей и молодежи с ограниченными возможностями здоровья в университете было проведено исследование. Результаты опроса показали, что 77% преподавателей положительно относятся к перспективе увеличения численности студентов с ОВЗ, но студенты психологически не готовы обучаться с инвалидами.

Декан факультета коррекционной психологии ДГПУ Патимат Омаров рассказала, что в прошлом году в вузе был создан факультет специального (дефектологического) образования – единственный на Северном Кавказе специализированный факультет, который готовит кадры для специального образования, а также клинических психологов для систем образования, социальной защиты населения, здравоохранения. В 2014 году также был создан НИИ дефектологии и клинической психологии инклюзивного образования, в структуре которого есть Центр инклюзивного образования. И уже в следующим году будет закуплено оборудование на 2 млн рублей для одной из лабораторий центра.  

Патимат Омарова также добавила, что за годы работы вуз подготовил более 500 ребят с различными видами инвалидностей и ограничениями в состоянии здоровья, в настоящее время в учреждении обучается 82 студента с ОВЗ. Она посетовала, что в реализации программы «Доступная среда» в республике участвуют 166 образовательных учреждений, но фактически ни одна школа не соответствует данным требованиям, тоже самое касается и вузов.

В ходе мероприятия участники круглого стола обсудили пути решения вывода инклюзивного образования в республикеи из кризиса и выработали рекомендации, которые помогут в решении данной проблемы.  

Новости раздела