"

Лаура Умаханова: «ВИЧ-инфицированных в Дагестане в пять раз больше зарегистрированного числа»

Фото:
8390
10 минут
Ежегодно 1 декабря во всем мире отмечается День борьбы со СПИДом. Он служит делу укрепления организованных усилий по борьбе с пандемией ВИЧ-инфекции и СПИДа, распространяющейся по всем регионам мира. О том, какая ситуация с заболеваемостью ВИЧ-инфекцией сложилась в Дагестане, корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала заместитель главного врача Республиканского центра по профилактике и борьбе со СПИДом Лаура Умаханова.
 
– Лаура Гасаналиевна, расскажите об эпидситуации по ВИЧ в Дагестане
 
– Эпидемиологическая ситуация по ВИЧ-инфекции в Дагестане расценивается пока еще как неблагополучная, хотя и с признаками стабилизации. Однако в республике ежегодно выявляется 180-200 новых случаев инфицирования. Всего с момента регистрации первых случаев ВИЧ-инфекции в Дагестане на 1 ноября 2015 года зарегистрировано 2 тысячи 547 ВИЧ-инфицированных граждан. Это официальная статистика. Учитывая, что ВИЧ-инфекция – хроническое инфекционное заболевание, и еще не все больные попали в группу, которая тестируется на ВИЧ, определенное количество просто пока не знает, что оно инфицировано. Поэтому эту цифру можно смело умножить на пять, чтобы получить более реальное число больных. С начала 2015 года зарегистрирован 141 новый случай ВИЧ-инфекции.
 
Антитетровирусную терапию получают 439 пациентов, в том числе 13 детей и 9 пациентов, которые отбывают сроки в местах лишения свободы. То есть она назначается каждому пациенту, который по итогам обследования в ней нуждается. Не все, к сожалению, проходят ее правильно. Бывает так, что бросают на половине, что очень нехорошо, поскольку может развиться резистентность вируса. Если препарат не подходит пациенту, врач сам может заменить его, но самому бросать терапию не следует. Пациенты, которые состоят на учете и регулярно посещают центр, проходят полное обследование на иммунный статус, вирусную нагрузку, вовремя получают назначения и проходят специфическую терапию, могут жить достаточно долгую и качественную жизнь.
 
Надо отметить, что современная диагностическая база позволяет нам проводить все необходимые исследования в нашей лаборатории, пациентам не нужно выезжать за пределы республики для обследования. За весь период наблюдения умерло 643 ВИЧ-инфицированных, причем непосредственно от заболеваний, связанных с ВИЧ/СПИД, – 79 человек. Остальные погибли от сочетанных заболеваний, в результате травм и т.д.
 
– ВИЧ-инфекция чаще распространена среди мужчин или среди женщин?
 
– В Дагестане особенности развития эпидпроцесса во многом схожи с общероссийскими, хотя, конечно, имеют свои особенности. Если говорить об общей массе, то с момента регистрации ВИЧ-инфекции среди общего количества пациентов превалируют мужчины – их примерно 70%. Но с 2000 года наблюдается тенденция к ежегодному увеличению числа ВИЧ-инфицированных женщин, которые вовлекаются в эпидпроцесс.
 
В 2015 году среди выявленных случаев удельный вес женщин составил 38% или 53 случая. И с каждым годом эта цифра увеличивается. Это связано с увеличением случаев передачи инфекции половым путем. Всего в Дагестане проживают 683 ВИЧ-инфицированные женщины. Причем около 90% из них – женщины, которые не практиковали в своей жизни многочисленные половые контакты, они заразились от своих супругов. Остальные женщины – это те, кто инфицировался парентеральным путем, они ведут распущенный образ жизни. В основном же, повторюсь, это среднестатические дагестанские женщины, которые только в женской консультации узнают о своем диагнозе.
 
В последние годы наблюдается тенденция к вовлечению в эпидпроцесс и людей зрелого возраста – от 30 до 45 лет. В этой группе уже достаточно большое количество ВИЧ-инфицированных.
 
– Каковы основные пути передачи инфекции?
 
– С начала регистрации инфекции превалировал парентеральный путь передачи инфекции – при внутривенном введении наркотических препаратов. В начале регистрации практически в 80% случаев инфекция передавалась наркотическим путем. В республике сформировался уже свой очаг распространения инфекции, состоящий из молодых людей-наркоманов. Распространение инфекции в первый период шло среди них. Но в последние годы, начиная с 2000 года, идет смещение в сторону передачи инфекции половым путем. Это не значит, что те молодые люди, которые внутривенно принимают наркотики, не принимают участия в передаче инфекции. Они уже тот вирус, который занесен парентеральным путем, передают половым.
 
– Могут ли люди с ВИЧ иметь здоровых детей?
 
– Да, это возможно. Даже если ВИЧ есть у обоих супругов, в их семье может родиться вполне здоровый ребенок. Для этого нужно наблюдаться и в женской консультации, и в специализированном центре. Женщина проходит полное обследование, ей проводится трехэтапная химиопрофилактика для того, чтобы вирус не передался ребенку. С определенного срока она получает антиретровирусную терапию, препараты даются и во время родов. Есть специальные сиропы, которые можно давать новорожденным, если есть риск передачи инфекции во время родов. При соблюдении всех мероприятий риск инфицирования снижается до 1-2%.
 
В последние годы наблюдается рост рождаемости среди этой категории женщин. Особенно это актуально, если учитывать, что в эпидпроцесс вовлекаются женщины детородного возраста, которые хотят иметь детей, и мы в этом стараемся им помочь. Однако, к сожалению, часть женщин отказывается от проведения химиопрофилактики по религиозным убеждениям. Несмотря на все наши усилия повлиять на них, они категорически отказываются от терапии. В этом вопросе мы обратились в муфтият Дагестана, встретились с заместителем муфтия Ахмад-хаджи Кахаевым, который объяснил нам, что ислам не противоречит тому, чтобы женщина была мотивирована родить здорового ребенка. Понятно, что все болезни от Всевышнего, но если есть препараты, которые могут обезопасить себя, их применение не возбраняется. Кахаев обещал содействие в данном вопросе, поскольку большинство женщин ссылается на то, что мужья не разрешают им принимать никаких лекарств и ходить к врачам во время беременности. Он обещал поднимать эти темы во время пятничных проповедей, говорить о том, что нельзя запрещать женщинам ходить к врачам.
 
– Много ли в Дагестане детей с ВИЧ-инфекцией?
 
– От ВИЧ-инфицированных матерей за весь период наблюдений родилось 249 детей. Они наблюдаются у нас до 18 месяцев. Мы это делаем потому, что первые 12 месяцев в крови малыша могут сохраняться антитела матери, и первые два-три результата могут быть положительными. До 18 месяцев мы наблюдаем ребенка, периодически его обследуем. По достижении данного возраста собирается консилиум врачей, который рассматривает анализы и решает, есть ли у ребенка инфекции. К счастью, большей частью эти дети снимаются с нашего наблюдения, поскольку ВИЧ-инфекции у них не бывает. Сегодня с установленным диагнозом в республике 26 детей – в основном дагестанцы, которые жили за пределами республики и приехали к нам уже инфицированными. Есть также дети из других регионов, которые проживают в республике и наблюдаются в нашем центре.
 
– Назовите, пожалуйста, наиболее проблемные в плане распространения инфекции регионы Дагестана
 
– В Дагестане в настоящее время ВИЧ-инфекция распространена по всей территории в различной степени интенсивности, за исключением Агульского района. Но мы это больше связываем с низким уровнем обследования – там население обследуется реже, чем в других районах. Если брать муниципальные образования, то первые пять ранговых мест с максимальными показателями занимают Дербент (398 случаев на 100 тысяч населения), Дагестанские Огни, Хасавюрт, Буйнакск, Дербентский район. Высокий уровень заболеваемости также зарегистрирован в Избербаше, Махачкале и Кизилюрте.
 
Понятно, что заболеваемость в городах выше, чем в районах. Это связано с тем, что в городах наблюдаются большие миграционные процессы, много людей выезжает за пределы республики в поисках работы и т.д. Все это влияет на эпидпроцесс.
 
Кроме того, в Дагестане уже сформирован свой очаг инфекции. Не обязательно выезжать за пределы республики, чтобы заразиться ВИЧ-инфекцией, такие завозные случаи были в самом начале регистрации. Теперь у нас есть свой очаг, вирус распространяется внутри республики. И даже наши жители могут передать инфекцию жителям других регионов, выезжая за пределы республики.
 
– Есть ли тенденция к улучшению ситуации?
 
– Есть тенденция к ее стабилизации. Те 180-200 случаев, которые выявляются в Дагестане ежегодно, – прогнозируемые цифры. Очаг в республике есть и инфекция никуда не денется. Пик же заболеваемости наблюдался в 2005-2006 годах, когда в южном регионе – Дербенте и прилегающих территориях – буквально за месяц выявлялось 15-20 случаев. Распространение шло внутри шприцевых наркоманов, которые проживали в старых районах города. Благодаря совместным действиям с Наркоконтролем республики, сотрудников медицинских организаций ситуацию удалось стабилизировать.
 
Кроме того, нужно учитывать, что в республике есть определенные социальные предпосылки для распространения инфекции. У нас высокий уровень молодежной безработицы, многие молодые люди предоставлены сами себе и т.д.
 
Немалое влияние оказывает прозападная культура. Наша молодежь считает себя очень самостоятельной, рано вступает во взрослую жизнь во всех отношениях, а в некоторых особенно торопится, не зная, как правильно себя защитить. В силу менталитета родители не всегда говорят со взрослыми детьми на эти темы, не рассказывают о методах профилактики. Я считаю, что это тоже пробел. Если родители не могут откровенно поговорить со своими детьми, в том числе и о половом воспитании, эти пробелы всегда заполняются из интернета, от сомнительных знакомых и т.д. И неизвестно, в какой форме эта информация будет преподноситься. Я считаю, что родители должны заниматься этим, потому что, хотим мы этого или нет, искаженные элементы сексуальной революции уже присутствуют в нашей республике. Нашу молодежь нужно готовить к правильному поведению в любой ситуации.
 
– Куда могут обратиться люди с подозрением на ВИЧ-инфекцию?
 
– В республике работает сеть из 11 лабораторий по скринингу ВИЧ-инфекции. То есть жители республики не обязательно должны приезжать в города для обследования. Забор крови проводится в медучреждениях, к которым они относятся, затем она доставляется в региональную лабораторию. В случае возникновения сомнений кровь поступает в арбитражную лабораторию Центра СПИД в Махачкале для исключения либо подтверждения диагноза.
 
– Существует ли экстренная профилактика инфекции?
 
– Да, такая профилактика есть. Мы не можем проводить такую терапию после каждого сомнительного контакта наших граждан, на это попросту не хватит препаратов. Если же подобный случай происходит в медицинских учреждениях, когда медработники получают травму при оказании помощи человеку с ВИЧ-инфекцией, они обращаются к нам и им назначается профилактическая антиретровирусная терапия.
 
Кроме того, такая помощь оказывается и при травмах детей с подозрением на заражение ВИЧ-инфекцией – если он поранился шприцем на улице и т.д. В этом случае родители обращаются к нам и врачи решают, нужна ли терапия этому ребенку или нет. Но тут есть один нюанс – обратиться нужно в течение 72 часов. Если прийти по истечении этого времени, то проведение терапии не имеет смысла – инфицирование либо произойдет, либо нет.
 
– Какие профилактические мероприятия проводятся центром?
 
– Ежегодно 1 декабря, в Международный день борьбы со СПИДом, не только медработники, но и все заинтересованные и неравнодушные лица обращают внимание на проблемы ВИЧ-инфицированных пациентов, их социальное положение. Последние 3-4 года, как и в этом, девизом дня является «Достижение цели 0» – то есть ноль новых случаев, ноль смертей вследствие СПИДа и ноль дискриминации ВИЧ-инфицированных. В рамках этого дня проводится множество мероприятий. Во всех городах и районах проводятся выступления в средствах массовой информации, среди медицинских работников и широких слоев населения организуется конкурс санбюллетеней.
 
Профилактика ВИЧ-инфекции – большой залог успеха. Мы стараемся охватить профилактическими мероприятиями и молодежь, и взрослое население. Для этого проводятся встречи в образовательных учреждениях, трудовых коллективах и так далее. В этом плане мы сотрудничаем со всеми республиканскими учреждениями, которые по своей работе сталкиваются с нашими пациентами. Это Республиканский наркологический диспансер, кожно-венерологический диспансер, студенческая поликлиника, Центр планирования семьи и репродукции, Наркоконтроль и многие другие.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела