Пятница 24 марта 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Центр для детей с тяжелыми нарушениями речи, расстройствами аутического спектра планируют открыть в Дагестане

29 марта 2015 15:11 Опубликовано в:  Общество  - Образование Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Камилла Рагимханова
размер шрифта-+
Печать

Развитию инклюзивного образования как одной из форм обучения детей с ограниченными возможностями здоровья в России в последние годы уделяется большое внимание. Специалисты отмечают, что детям с особенностями развития сегодня вовсе не обязательно обучаться в специальных учреждениях, напротив, получить более качественное образование и лучше адаптироваться к жизни они смогут в обычной школе. Здоровым же детям это позволит развить толерантность и ответственность. О состоянии инклюзивного образования в Дагестане на сегодняшний день и о планах министерства образования и науки республики корреспонденту РИА «Дагестан» рассказал первый заместитель главы ведомства Ширали Алиев.

- Ширали Курбанович, расскажите о результатах работы специального образования в республике

- Хочу отметить, что одним из основных направлений работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья является организация в школе инклюзивного образования, которое строится на принципах личностно-ориентированной педагогики, гуманизации образования и вариативности содержания образования. Основными же результатами работы специального образования в республике явились реализация проекта «Интеграция отдельных категорий детей с ограниченными возможностями здоровья в условия массового обучения», функционирование инклюзивных классов (1-4 классы) для детей с диагнозом ДЦП при гимназии №4 в Махачкале, в которых обучается 28 детей, функционирование Республиканского центра дистанционного обучения детей- инвалидов», где обучаются 572 детей-инвалидов.

В Республиканском центре социально-трудовой адаптации и профориентации работает также дошкольная образовательная организация «Улыбка», где дети с ограниченными возможностями здоровья интегрированы в здоровый коллектив сверстников. В 12 группах детского сада воспитываются 246 детей, из которых 79 дети-инвалиды. На базе этого же центра открыт новый спортивный комплекса для проведения массовых спортивных мероприятий детей с ограниченными возможностями здоровья Республики Дагестан.

- Расскажите подробнее о работе Республиканского центра дистанционного обучения детей-инвалидов

- Центр был создан Постановлением Правительства Республики Дагестан в рамках программы реализации приоритетного национального проекта «Образование» на 2009-2012 годы. Он был организован для обучения детей-инвалидов, которые по состоянию здоровья не могут посещать образовательные учреждения, нуждаются в обучении на дому с использованием информационно-коммуникативных технологий. Функционирует данное учреждение с сентября 2010 года. Сегодня здесь обучается более 570 детей-инвалидов.

Обучение в центре ведется по индивидуальным образовательным программам и планам, разработанным в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии, в соответствии с запросами семьи и медицинскими показаниями. Обучение в Центре образования осуществляется преимущественно индивидуально или в группах до трех человек.

Рабочее место каждого ребенка состоит из портативного компьютера, лазерного принтера, сканера, цифрового микроскопа, фотоаппарата, графического планшета. Комплекты оборудования передаются участникам образовательного процесса на договорной основе во временное безвозмездное пользование. Программное обеспечение адаптировано с учетом заболевания ребенка.

- В каких образовательных учреждениях обучаются дети с ограниченными возможностями здоровья?

- Модель интегрированного обучения детей с нарушением опорно-двигательного аппарата успешно функционирует в гимназии №4 Махачкалы, где в соответствии с учебно-воспитательным планом проводятся совместные мероприятия с участием родителей, учащихся общеобразовательных и коррекционных классов.

Результаты проведенного анкетирования родителей гимназии свидетельствуют о том, что совместное обучение воспитывает в детях толерантное отношение к особенностям другого человека, готовность к межкультурной коммуникации.

В республике имеются специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с нарушениями слуха (глухие и слабослышащие – 2 учреждения), для слепых и слабовидящих (2 учреждения), для умственно отсталых детей (6 учреждений). Учреждений для детей с нарушениями речи, опорно-двигательного аппарата, задержкой психического развития в республике нет.

- Планируется ли министерством открытие подобного учреждения?

- Да, сейчас министерство образования и науки Республики Дагестан рассматривает возможность открытия Центра для детей с тяжелыми нарушениями речи, с расстройствами аутистического спектра, с глубоким нарушением слуха после кохлеарной имплантации. Пока ничего больше сказать не могу, вопрос находится на стадии рассмотрения.

- Готовятся ли в республике специалисты для работы с детьми с ОВЗ?

- Безусловно. В рамках создания условий для максимально эффективного развития ребенка-инвалида, социальной реабилитации для осознанного выбора профессии, привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к просветительской деятельности проводятся курсы повышения квалификации для учителей, работающих с этой категорией детей; подготовлены тьюторы на базе Дагестанского государственного педагогического университета.

Региональный межвузовский Центр «Перспектива» совместно с Московским городским психолого-педагогическим университетом проводит курсы по инклюзивному обучению по 2 модулям: для руководителей образовательных организаций и для учителей. Обучение проходит в два этапа: дистанционное обучение проводит МГПУ и очное обучение – ДГПУ.

В прошлом учебном году было подготовлено 45 педагогов из государственных образовательных организаций. В этом учебном году начата подготовительная работа по охвату обучением 100 педагогов из школ Махачкалы.

- Какие еще мероприятия проводятся министерством для детей с ОВЗ?

- В 2014 году в рамках реализации государственной программы Российской Федерации «Доступная среда» на 2011-2015 годы и государственной программы Республики Дагестан «Доступная среда» на 2013-2015 годы министерством образования и науки РД проделана работа по заключению Соглашения с Правительством РД. В рамках данного Соглашения из федерального бюджета в республику поступило 25 млн 560,5 тыс. рублей, в республиканском бюджете предусмотрено 10 млн 954,5 тыс. рублей.

Кроме того, в рамках вышеуказанных госпрограмм в октябре 2014 года заключены соглашения со всеми городскими округами Республики Дагестан. Проводятся мероприятия по созданию в муниципальных учреждениях общего образования универсальной безбарьерной среды, позволяющей обеспечить совместное обучение детей-инвалидов и детей, не имеющих нарушений развития. Это установка пандусов, поручней, подъемных устройств, расширение дверных проемов, приспособление путей движения внутри зданий для инвалидов с нарушением опорно-двигательного аппарата и инвалидов, передвигающихся на креслах-каталках, средств ориентации для инвалидов по зрению и инвалидов по слуху. Данные мероприятия планируется реализовать на условиях софинансирования с муниципальными органами, что позволит привлечь дополнительно из муниципальных бюджетов 3 млн 314,49 тыс. рублей.

Для социокультурной реабилитации детей с ОВЗ в системе дополнительного образования реализуются интегрированные программы, направленные на совместную творческую деятельность детей с различными возможностями.

Совместно с министерством культуры республики проводятся смотры художественной самодеятельности, где наряду с детьми, не имеющими ограничений по здоровью, демонстрируют свои таланты дети-инвалиды. Ежегодно проходят республиканская спартакиада для детей с ОВЗ, различные спортивные соревнования с участием детей-инвалидов.

Вместе с тем, для дальнейшего развития интегрированного обучения, более активного привлечения детей с ограниченными возможностями здоровья к просветительской деятельности разработаны методические рекомендации для школьных психологов, социальных педагогов по работе с детьми с ОВЗ, обучающимися в общеобразовательных классах, а также примерные программы индивидуальных образовательных маршрутов.



Всего просмотров: 3328

Другие новости:

24.03.2017 16:16:04 В Даггосуниверситете рассмотрели проблемы подготовки школьников к ЕГЭ по английскому языку
24.03.2017 16:00:58 Более 200 активистов экологического движения встретились с главой Минприроды Дагестана
24.03.2017 15:25:54 В Махачкале стартовал муниципальный этап Всероссийского конкурса «Воспитатель года – 2017»
23.03.2017 18:38:51 Международный день поэзии отметили в автодорожном колледже в Махачкале
23.03.2017 18:22:36 В ДГМУ обсудили приоритетные проекты в сфере здравоохранения
23.03.2017 14:36:19 В Махачкале прошли общественные слушания по вопросам развития столичного образования
23.03.2017 14:19:39 Декан филологического факультета ДГУ принял участие в заседании президиума Общества русской словесности в Москве
23.03.2017 11:43:31 Фотовыставка «Заповедный Дагестан» открылась в музее имени Алибека Тахо-Годи
23.03.2017 09:53:37 В Дагестане стартовал досрочный этап ЕГЭ-2017
22.03.2017 17:14:05 Дагестанский центр одаренных детей «Сириус-Альтаир» готовится к открытию
22.03.2017 12:02:14 В Дагестане организуют ежемесячные просмотры фильмов о Великой Отечественной войне для молодежи
22.03.2017 11:35:31 Программист из Дагестана создал некоммерческий проект по сохранению родных языков
22.03.2017 10:21:00 Центр робототехники и программирования открылся в одной из гимназий Махачкалы
21.03.2017 18:30:28 Призером Евразийской лингвистической олимпиады по английскому языку стал школьник из Дагестана
21.03.2017 15:22:57 Дагестанский школьник Хаджимурад Селимов награжден дипломом I степени Международной олимпиады по математике в Москве
20.03.2017 13:48:54 Школьников из Дагестана наградили дипломами по итогам Кавказской математической олимпиады
20.03.2017 13:13:46 Докторский диссертационный совет по физико-математическим наукам открыт в Даггосуниверситете
19.03.2017 10:10:46 Даггосмедуниверситет расширяет симуляционный аккредитационный центр
18.03.2017 16:19:09 Студенты ДГТУ прошли во второй тур международной интернет-олимпиады
17.03.2017 16:36:06 Лучшего молодого педагога выбрали в Дагестане
17.03.2017 13:35:23 Турнир по мини-футболу среди студентов прошел в Махачкале
17.03.2017 13:01:57 Глава Минобрнауки Дагестана навестил детей в больнице Буйнакска
17.03.2017 12:15:00 Школьник из Магарамкентского района Дагестана собрал левитирующий двигатель
16.03.2017 18:41:21 В Правительстве Дагестана обсудили перспективы издания учебников на национальных языках
16.03.2017 17:10:47 Продлен прием заявок на участие во Всероссийской интернет-премии «Прометей»
16.03.2017 16:16:30 Встреча с представителями управления экономической безопасности МВД Дагестана прошла в правовой академии
16.03.2017 12:05:23 Подготовку к проведению ЕГЭ-2017 в досрочный период обсудили в Дагестане
16.03.2017 11:56:21 Дагестан и Малайзия планируют реализовать программы по обмену студентами
15.03.2017 13:40:12 Шахабас Шахов: «Виртуальный филиал Русского музея позволит дагестанцам знакомиться с произведениями искусства, не выезжая за пределы республики»
14.03.2017 18:29:10 Одаренные школьники представляют Дагестан на Кавказской математической олимпиаде

РИА видео

"Экологический вестник"

Фоторепортаж

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск