"

Шахабас Шахов: «Перед нами стоит задача превратить школу в духовный центр развития детей, их родителей»

Фото:
1576
6 минут
«Перед нами стоит задача превратить школу в духовный центр развития детей, их родителей, всех жителей села; в образовательный центр, готовящий детей к самоопределению в изменяющемся мире; возрождение любви и бережного отношения к родной земле, восстановление культурных традиций», – заявил министр образования, науки и молодежной политики Дагестана Шахабас Шахов на коллегии министерства, посвященной итогам деятельности в 2013 году и определению задач на 2014 год.

Открывая совещание, министр отметил, что все проблемы, которые накопились в образовании, в рамках коллегии обсудить не удастся, но по возможности самые проблемные, сложные и важные вопросы будут обсуждены.

Шахов сообщил, что деятельность министерства образования, науки и молодежной политики Республики Дагестан в 2013 году была направлена на реализацию указов Президента Российской Федерации В. Путина от 7 мая 2012 года, поручений Правительства РФ и Главы Республики Дагестан Р. Абдулатипова.

«Сеть образовательных учреждений нашей республики состоит из 2 тыс. 798 учреждений, в том числе 35 федеральных, 223 республиканских, 2 тыс. 470 – муниципальных. Учредителями 88% учреждений являются администрации городов и районов, поэтому очевидно, что успех развития всей образовательной системы в значительной степени зависит от напряженной, высокопрофессиональной деятельности наших коллег из муниципалитетов, которой будет уделено большое внимание в отчете министерства», – подчеркнул министр.

Говоря о развитии системы дошкольного образования, Шахабас Шахов сообщил, что в  соответствии с поручением Президента Российской Федерации, на основании мониторинга существующей системы дошкольного образования республики, была составлена «Дорожная карта» развития дошкольного образования до 2015 года, в ходе реализации которой в 2013 году за счет всех форм дополнительно введено 6 тыс. 565 мест в дошкольных учреждениях. Из них за счет строительства было введено 1 тыс. 230 мест, за счет реконструкции – 375 мест, за счет расширения имеющихся зданий дошкольных образовательных учреждений – 4,8 тыс. мест и 1 здание возвращено для использования под детский сад из ранее перепрофилированных.

«Показатели по вводу мест за 2013 год могли бы быть значительно выше в случае выполнения принятых на себя обязательств по строительству дошкольных образовательных учреждений следующими муниципальными образованиями: Ногайский, Чародинский, Ботлихский, Агульский, Гергебильский, Сергокалинский, Дахадаевский, Акушинский, Буйнакский, Табасаранский, Кайтагский, Докузпаринский и Тляратинский районы, а также город Махачкала. В результате в первом квартале 2014 года республика не получила финансовых средств для реализации программы», – рассказал Шахов.

Было также отмечено, что в целях предотвращения коррупции при приеме детей в дошкольные учреждения и выявления реальных потребностей республики в местах в детские сады внедрена республиканская информационная система «Электронная очередь» в детские сады.

В истекшем году продолжился переход на новые образовательные стандарты начального образования. С 1 сентября 2013 года по ФГОС обучается свыше 100 тысяч учащихся 1-3 классов всех школ республики, все эти дети обеспечены бесплатными комплектами учебников, проведено повышение квалификации педагогов этих классов.

«Выступая в феврале 2013 года на встрече с членами Общественной палаты РД, Глава Республики Дагестан Р. Абдулатипов сказал: «Объявите конкурс учителей литературы, создайте республиканскую математическую школу, республиканские правовые школы...  Во исполнение этого поручения была проведена олимпиада учителей математики, конкурс «Учитель года Дагестана» и на базе школ, в которых работают победители и призеры этих мероприятий, открыты три математические школы, две исторические, три лингвистические, а также восемь школ народного творчества в Центрах традиционных народных промыслов. Такую работу надо продолжить», – заявил министр.

Что касается среднего профессионального образования, министр напомнил, что в прошлом году была проведена полномасштабная оценка соответствия лицензионным требованиям деятельности подведомственных учебных заведений профессионального образования.

«Анализ состояния учреждений выявил многочисленные нарушения в их деятельности. Проведенный анализ показывает, что в учреждениях начального и среднего профессионального образования нет элементарных условий для получения знаний и квалификации учащихся. Значительные финансовые средства, направленные на содержание, работают вхолостую. Необходимо создать ресурсные центры, основными задачами которых будут организация практических занятий обучающихся близлежащих профессиональных организаций, не имеющих у себя для этого необходимых условий; повышение квалификации мастеров производственного обучения; профессиональная переподготовки незанятого населения. Фундаментом всей работы по оптимизации системы профессионального образования должен стать регулярный мониторинг рынка труда и учет потребностей республики в кадрах рабочих и специалистов среднего звена. Сегодня такая работа не ведется», – отметил глава министерства.

Говоря о воспитании учащихся, Шахабас Шахов отметил, что, несмотря на то, что перечень проводимых мероприятий воспитательного характера увеличился, жизнь показывает, что эффективность их мала, ряды незаконных вооруженных формирований пополняются молодежью, вчерашними учениками. «Следовательно, эту работу необходимо совместными усилиями министерств и ведомств избавить от формализма, активизировать, перейти от массовых мероприятий к индивидуальной работе, внимательному изучению семейных условий, окружения ученика, чтобы вовремя поддержать, указать верный путь, предупредить возможную ошибку. Перед нами стоит задача: превращение школы в духовный центр развития детей, их родителей, всех жителей села; в образовательный центр, готовящий детей к самоопределению в изменяющемся мире; возрождение любви и бережного отношения к родной земле, восстановление культурных традиций.

Поэтому сегодня нужно выработать линию развития школы, стратегии поэтапного перехода к новому типу школы – школы социализации личности, где процесс учебно-воспитательной работы строится на подготовке воспитанников к взрослой жизни, где в соответствии с принципом «ребенок не готовится к жизни – он живет уже сегодня» учителя стремятся так организовать учебно-воспитательный процесс в школе, чтобы дети, еще находясь в стенах учебного заведения, могли получить опыт полноценной жизни – жизни достойного человека.

Министерству предстоит конкретно координировать и анализировать состояние воспитательной работы в образовательных учреждениях, ее результативность, разработать и внедрить новые формы организации воспитательного процесса с учетом возрастных особенностей учащихся и методики оценки итогов этой работы», – отметил министр.

Коснулся Шахабас Шахов и вопроса образования детей с ограниченными возможностями, сообщив, что в 13 коррекционных образовательных учреждениях республики обучается 3 тыс. 139 воспитанников.

«Дети с ограниченными возможностями здоровья обучаются не только в специальных (коррекционных) школах, но и в специально организованных классах или в форме инклюзивного обучения. С 2012 года функционирует первый в республике инклюзивный детский сад Республиканского центра социально-трудовой адаптации и профориентации, где совместно воспитываются 264 здоровых детей и детей-инвалидов.

В соответствии с действующим законодательством об образовании инклюзивно 25 детей с нарушением опорно-двигательного аппарата обучаются в общеобразовательных учреждениях. В Республиканском центре дистанционного образования детей-инвалидов, открытом в рамках реализации приоритетного национального проекта «Образование», в настоящее время обучается 576 детей-инвалидов из 44 (86%) районов и городов.

Анализ деятельности коррекционных образовательных учреждений, проведенный комиссией министерства, свидетельствует о том, что, несмотря на некоторые достижения в развитии специального образования, имеются существенные проблемы, обусловленные противоречием между социальным заказом общества в обеспечении равного и полноценного доступа к средствам образования всех без исключения детей и неготовностью образовательной системы к реализации данной задачи. Важная задача министерства – обеспечение равного доступа к средствам обучения детей с ограниченными возможностями здоровья», – подчеркнул министр.

В своем докладе Шахов коснулся и таких важных вопросов, как организация и проведение ЕГЭ в 2014 году, осуществление государственного контроля (надзора) в области образования, научная работа и других. Рассказал он и о проведенном министерством мониторинге эффективности деятельности муниципальных органов управления образования.

Новости раздела