Четверг 25 мая 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

?>

Развитие республиканской системы профессионального образования обсудили в Махачкале

29 января 2014 19:01 Опубликовано в:  Общество  - Образование Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Камилла Рагимханова Фото:  Арсен Абдулаев
размер шрифта-+
Печать
Развитие республиканской системы профессионального образования обсудили на «круглом столе», прошедшем в Махачкале, в здании Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров. Участие в работе «круглого стола» приняли первый заместитель председателя правительства республики Анатолий Карибов, министр образования, науки и молодежной политики Дагестана Шахабас Шахов, руководители учреждений начального и среднего профессионального образования, представители заинтересованных министерств и ведомств республики, руководители предприятий и организаций.

Перед началом работы «круглого стола» его участники ознакомились с выставкой, развернутой в фойе ДИПКПК. Здесь были представлены изделия, изготовленные руками учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования республики по технологическому, строительному, сельскохозяйственному и декоративно-прикладному направлениям.

Открывая работу «круглого стола», Шахабас Шахов отметил, что развитие республиканской системы профессионального образования – очень важный вопрос. «Этот вопрос мы достаточно долго обсуждаем, не раз встречались со всеми вами. Этому вопросу уделяет большое внимание и руководство республики, чему свидетельствует присутствие Анатолия Карибова на сегодняшнем мероприятии», – сказал министр.

Анатолий Карибов в своем выступлении сказал о том, что вопросы развития профессионального образования Дагестана очень важны, актуальны. Задачи по его развитию ставит и Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в приоритетных проектах развития республики, в первую очередь, в проекте «Человеческий капитал». «Значительное внимание уделяется дальнейшему развитию учреждений начального и среднего профессионального образования. Нужно выпускать специалистов и продукцию, востребованную на рынке. Это важнейшее направление развития подобных учреждений», – сказал первый зампредседателя правительства.

Затем министр образования, науки и молодежной политики коротко охарактеризовал состояние учреждений начального и среднего профессионального образования республики. В настоящее время в республике действуют 32 учреждения профессионального образования, подведомственные Минобрнауки РД. Из них 18 – начального, 14 – среднего профессионального образования. В них обучается 22 тыс. человек по 14 укрупненным группам направлений (специальностей) – по 41 профессии НПО, по 27 специальностям СПО.

Подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена ведется для различных отраслей: промышленности, сферы обслуживания, культуры и искусства, образования, здравоохранения, экономики и права, сельского хозяйства, строительства и других. Ежегодный выпуск составляет около 9 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов. Трудоустройство выпускников учреждений составляет около 35% от их общего числа.

«Новый этап модернизации системы профессионального образования предполагает актуализацию региональных программ развития профессионального образования в связи с введением в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, регламентирующего новую структуру подготовки кадров и общедоступность системы среднего профессионального образования. Это один уровень профессионального образования, включающий программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих.

В связи с этим в системе профессионального образования республики предполагается ряд стратегических и структурных изменений. При этом должна быть сохранена функция социализации подростков, так как основной контингент обучающихся в учреждениях составляют дети из малообеспеченных семей (около 60%).

Министерством образования и науки РД проведена полномасштабная оценка соответствия лицензионным требованиям деятельности подведомственных учебных заведений профессионального образования. Итоги проверки обсуждаются представителями органов исполнительной власти, Счетной палаты, Общественной палаты, а также руководителями предприятий республики и СМИ.

Анализ состояния учреждений выявил проблемы, тормозящие развитие учреждений, в числе которых и устаревание материальной базы учебных заведений, и несоответствие качества подготовки в учреждениях требованиям работодателей, и старение педагогических кадров.

Материально-техническая база учреждений не пополнялась не только за счет средств республиканского бюджета, но и за счет собственных средств образовательных учреждений. Здания, строения, помещения всех учреждений требуют капитального ремонта. Лаборатории и мастерские почти во всех учреждениях находятся в аварийном состоянии, обучение ведется на устаревшем оборудовании. Износ материально-технической базы учреждений составляет от 60% до 100%. Учебный процесс ведется по учебникам, изданным в 80-х годах.

С учетом указанных проблем министерство наметило главные направления формирования эффективной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Первое – это реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования, включающая изменение структуры и сети учреждений начального и среднего профессионального образования; создание ресурсных центров профессионального образования; создание многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Второе – развитие материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.

Третье – повышение качества профессиональной подготовки, включающее оптимизацию перечней профессий и специальностей в соответствии с потребностями региональной экономики,  организацию приведения профессиональных образовательных программ в соответствие с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы республики.

Четвертое – расширение партнерства учреждений и работодателей в подготовке и трудоустройстве будущих специалистов.

Сегодня требуется незамедлительное разрешение вышеуказанных проблем путем модернизации профессионального образования республики», – заявил Шахабас Шахов.

Председатель Совета директоров учреждений среднего профессионального образования РД Али Абдулаев в своем выступлении отметил, что учреждения НПО по материально-технической базе не соответствуют развитию самой экономики и общества. «У нас есть два направления решения этой проблемы. Первое – это мобилизация внутренних ресурсов и возможностей наших учреждений (есть проблемы, которые можно устранить силами коллективов при необходимом финансировании. К  примеру, ремонтные и другие работы). Второе направление – привлечение государственных средств, возможностей бизнеса и предприятий. Ведь мы можем сотрудничать с предприятиями и организациями республики. Кроме того, мы медленно работаем в плане участия в федеральных программах развития образования, поскольку здесь требуется софинансирование от учебного заведения и регионального бюджета», – сказал Абдулаев.

Коснулся он и кадрового вопроса. Был отмечено, что в учреждениях СПО практически не осталось педагогов по инженерным специальностям, нет также некоторых учителей-предметников.

Говоря о развитии образовательных технологий и обучении работе на новом оборудовании, председатель Совета директоров СПО отметил, что обучать работе на нем должны специалисты, которые не всегда бывают в этих образовательных учреждениях. Было предложено также организовать сотрудничество с организациями в этом направлении. Абдулаев также поднял вопрос повышения  квалификации педагогов инженерных специальностей, их стажировки на предприятиях.

Председатель Совета директоров начального профессионального образования Зулай Алижанова в своем выступлении определила три направления, по которым нужно развивать учреждения НПО. Это швейная, строительная и сельскохозяйственная отрасли. По ее мнению, специалисты именно в этих направлениях нужны сегодня республике.

Она коротко охарактеризовала состояние обучения в каждой из сфер. Было отмечено, что учреждений, обучающих строительным специальностям, в республике 5. В них обучают по 9 специальностям. Износ оборудования составляет 60%, поскольку руководители некоторых из них уже начали процесс обновления оборудования. На обновление техники строительных учреждений в 2013 году необходимо 110 миллионов рублей.

Швейным профессиям обучают в 13 учреждениях НПО республики по пяти специальностям. Износ материально-технической базы составляет 50%, на обновление необходимо 23 миллиона рублей. Сельскохозяйственному направлению обучают в 7 учреждениях начального профессионального образования Дагестана. На их дооснащение требуется 41 миллион рублей.


Всего просмотров: 1

Другие новости:

24.05.2017 17:55:00 Последние звонки прозвенели для более восьми тысяч выпускников Махачкалы
24.05.2017 17:17:23 Выпускной бал начальной школы центра дистанционного обучения детей-инвалидов прошел в Махачкале
24.05.2017 16:21:31 Глава Минтруда Дагестана принял участие в торжественной линейке одной из школ Махачкалы
24.05.2017 11:57:00 Студенты ДГТУ стали победителями Открытой международной студенческой интернет-олимпиады 2017 года
24.05.2017 11:08:58 Разработки ДГТУ удостоены наград Московского международного Салона изобретений и инновационных технологий «Архимед – 2017»
24.05.2017 10:33:53 Дагестанский государственный педагогический университет объявил о старте процедуры выборов ректора
23.05.2017 18:07:32 Студент ДГУНХ стал призером Всероссийского конкурса «Наследие великих мастеров»
22.05.2017 18:25:41 Делегация Ленинградской области посетила ДГТУ
22.05.2017 13:15:31 Дагестанский государственный университет народного хозяйства включен в перечень ведущих вузов России
22.05.2017 10:51:36 Глава Минмолодежи Дагестана принял участие в фестивале «Российская студенческая весна» в Москве
21.05.2017 13:13:27 II Ежегодный Слет студенческой молодежи Южного Дагестана прошел в Махачкале
20.05.2017 17:49:02 В ДГТУ состоялся студенческий праймериз «Лидер года – 2017»
20.05.2017 17:41:32 Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем обсудили на конференции в ДГТУ
20.05.2017 16:33:43 Команда ДГУ по вольной борьбе заняла первое место во Всероссийских соревнованиях
20.05.2017 14:46:53 Сотрудники Отделения НБ – Республика Дагестан провели открытую лекцию в ДГУНХ
19.05.2017 18:18:05 Первый открытый чемпионат Дагестана по интеллектуальной борьбе пройдет в Махачкале
19.05.2017 16:33:59 Произведения более сотни дагестанских школьников вошли в сборник международного конкурса «Наполни сердце добротой»
19.05.2017 11:18:39 Завершился первый республиканский конкурс «Лучший социальный проект медицинского направления»
19.05.2017 10:53:00 Студент из Махачкалы стал призером XIII Всероссийского конкурса по турецкому языку и культуре
19.05.2017 10:49:45 Делегация Московского государственного университета посетила ДГУ
18.05.2017 17:35:59 Педагогический семинар «Образовательный диалог» с участием лучших педагогов Москвы и Дагестана стартовал в Махачкале
18.05.2017 11:57:02 Студенты Махачкалы встретились с прославленными спортсменами России
17.05.2017 18:58:09 Повышение статуса уроков труда обсудили на семинаре в Махачкале
17.05.2017 18:48:46 В школах Махачкалы прошли семинары предметных ассоциаций
17.05.2017 18:39:27 Представитель Дагестана в Санкт-Петербурге встретился с командованием Военной академии МТО
17.05.2017 17:24:57 Делегация МГУ посетит культурно-исторический комплекс «Ахульго»
17.05.2017 11:42:18 Региональная конференция по проблемам реализации прав и свобод личности прошла в Дербенте
17.05.2017 10:56:35 Финал конкурса на лучшую куклу в национальном костюме пройдет среди школьников Дагестана
17.05.2017 10:19:29 Василий Колесников вручил грант Президента РФ профессору ДГУ
16.05.2017 18:54:00 Дагестанским школьникам и педагогам расскажут об организации ЕГЭ и ГИА в 2017 году

РИА видео

Год экологии 2017

Фоторепортаж

Ретро-поезд "Победа" в Махачкале

Ретро-поезд "Победа" в Махачкале