Четверг 23 марта 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Развитие республиканской системы профессионального образования обсудили в Махачкале

29 января 2014 19:01 Опубликовано в:  Общество  - Образование Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Камилла Рагимханова Фото:  Арсен Абдулаев
размер шрифта-+
Печать
Развитие республиканской системы профессионального образования обсудили на «круглом столе», прошедшем в Махачкале, в здании Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров. Участие в работе «круглого стола» приняли первый заместитель председателя правительства республики Анатолий Карибов, министр образования, науки и молодежной политики Дагестана Шахабас Шахов, руководители учреждений начального и среднего профессионального образования, представители заинтересованных министерств и ведомств республики, руководители предприятий и организаций.

Перед началом работы «круглого стола» его участники ознакомились с выставкой, развернутой в фойе ДИПКПК. Здесь были представлены изделия, изготовленные руками учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования республики по технологическому, строительному, сельскохозяйственному и декоративно-прикладному направлениям.

Открывая работу «круглого стола», Шахабас Шахов отметил, что развитие республиканской системы профессионального образования – очень важный вопрос. «Этот вопрос мы достаточно долго обсуждаем, не раз встречались со всеми вами. Этому вопросу уделяет большое внимание и руководство республики, чему свидетельствует присутствие Анатолия Карибова на сегодняшнем мероприятии», – сказал министр.

Анатолий Карибов в своем выступлении сказал о том, что вопросы развития профессионального образования Дагестана очень важны, актуальны. Задачи по его развитию ставит и Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в приоритетных проектах развития республики, в первую очередь, в проекте «Человеческий капитал». «Значительное внимание уделяется дальнейшему развитию учреждений начального и среднего профессионального образования. Нужно выпускать специалистов и продукцию, востребованную на рынке. Это важнейшее направление развития подобных учреждений», – сказал первый зампредседателя правительства.

Затем министр образования, науки и молодежной политики коротко охарактеризовал состояние учреждений начального и среднего профессионального образования республики. В настоящее время в республике действуют 32 учреждения профессионального образования, подведомственные Минобрнауки РД. Из них 18 – начального, 14 – среднего профессионального образования. В них обучается 22 тыс. человек по 14 укрупненным группам направлений (специальностей) – по 41 профессии НПО, по 27 специальностям СПО.

Подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена ведется для различных отраслей: промышленности, сферы обслуживания, культуры и искусства, образования, здравоохранения, экономики и права, сельского хозяйства, строительства и других. Ежегодный выпуск составляет около 9 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов. Трудоустройство выпускников учреждений составляет около 35% от их общего числа.

«Новый этап модернизации системы профессионального образования предполагает актуализацию региональных программ развития профессионального образования в связи с введением в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, регламентирующего новую структуру подготовки кадров и общедоступность системы среднего профессионального образования. Это один уровень профессионального образования, включающий программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих.

В связи с этим в системе профессионального образования республики предполагается ряд стратегических и структурных изменений. При этом должна быть сохранена функция социализации подростков, так как основной контингент обучающихся в учреждениях составляют дети из малообеспеченных семей (около 60%).

Министерством образования и науки РД проведена полномасштабная оценка соответствия лицензионным требованиям деятельности подведомственных учебных заведений профессионального образования. Итоги проверки обсуждаются представителями органов исполнительной власти, Счетной палаты, Общественной палаты, а также руководителями предприятий республики и СМИ.

Анализ состояния учреждений выявил проблемы, тормозящие развитие учреждений, в числе которых и устаревание материальной базы учебных заведений, и несоответствие качества подготовки в учреждениях требованиям работодателей, и старение педагогических кадров.

Материально-техническая база учреждений не пополнялась не только за счет средств республиканского бюджета, но и за счет собственных средств образовательных учреждений. Здания, строения, помещения всех учреждений требуют капитального ремонта. Лаборатории и мастерские почти во всех учреждениях находятся в аварийном состоянии, обучение ведется на устаревшем оборудовании. Износ материально-технической базы учреждений составляет от 60% до 100%. Учебный процесс ведется по учебникам, изданным в 80-х годах.

С учетом указанных проблем министерство наметило главные направления формирования эффективной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Первое – это реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования, включающая изменение структуры и сети учреждений начального и среднего профессионального образования; создание ресурсных центров профессионального образования; создание многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Второе – развитие материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.

Третье – повышение качества профессиональной подготовки, включающее оптимизацию перечней профессий и специальностей в соответствии с потребностями региональной экономики,  организацию приведения профессиональных образовательных программ в соответствие с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы республики.

Четвертое – расширение партнерства учреждений и работодателей в подготовке и трудоустройстве будущих специалистов.

Сегодня требуется незамедлительное разрешение вышеуказанных проблем путем модернизации профессионального образования республики», – заявил Шахабас Шахов.

Председатель Совета директоров учреждений среднего профессионального образования РД Али Абдулаев в своем выступлении отметил, что учреждения НПО по материально-технической базе не соответствуют развитию самой экономики и общества. «У нас есть два направления решения этой проблемы. Первое – это мобилизация внутренних ресурсов и возможностей наших учреждений (есть проблемы, которые можно устранить силами коллективов при необходимом финансировании. К  примеру, ремонтные и другие работы). Второе направление – привлечение государственных средств, возможностей бизнеса и предприятий. Ведь мы можем сотрудничать с предприятиями и организациями республики. Кроме того, мы медленно работаем в плане участия в федеральных программах развития образования, поскольку здесь требуется софинансирование от учебного заведения и регионального бюджета», – сказал Абдулаев.

Коснулся он и кадрового вопроса. Был отмечено, что в учреждениях СПО практически не осталось педагогов по инженерным специальностям, нет также некоторых учителей-предметников.

Говоря о развитии образовательных технологий и обучении работе на новом оборудовании, председатель Совета директоров СПО отметил, что обучать работе на нем должны специалисты, которые не всегда бывают в этих образовательных учреждениях. Было предложено также организовать сотрудничество с организациями в этом направлении. Абдулаев также поднял вопрос повышения  квалификации педагогов инженерных специальностей, их стажировки на предприятиях.

Председатель Совета директоров начального профессионального образования Зулай Алижанова в своем выступлении определила три направления, по которым нужно развивать учреждения НПО. Это швейная, строительная и сельскохозяйственная отрасли. По ее мнению, специалисты именно в этих направлениях нужны сегодня республике.

Она коротко охарактеризовала состояние обучения в каждой из сфер. Было отмечено, что учреждений, обучающих строительным специальностям, в республике 5. В них обучают по 9 специальностям. Износ оборудования составляет 60%, поскольку руководители некоторых из них уже начали процесс обновления оборудования. На обновление техники строительных учреждений в 2013 году необходимо 110 миллионов рублей.

Швейным профессиям обучают в 13 учреждениях НПО республики по пяти специальностям. Износ материально-технической базы составляет 50%, на обновление необходимо 23 миллиона рублей. Сельскохозяйственному направлению обучают в 7 учреждениях начального профессионального образования Дагестана. На их дооснащение требуется 41 миллион рублей.


Всего просмотров: 2321

Другие новости:

22.03.2017 17:14:05 Дагестанский центр одаренных детей «Сириус-Альтаир» готовится к открытию
22.03.2017 12:02:14 В Дагестане организуют ежемесячные просмотры фильмов о Великой Отечественной войне для молодежи
22.03.2017 11:35:31 Программист из Дагестана создал некоммерческий проект по сохранению родных языков
22.03.2017 10:21:00 Центр робототехники и программирования открылся в одной из гимназий Махачкалы
21.03.2017 18:30:28 Призером Евразийской лингвистической олимпиады по английскому языку стал школьник из Дагестана
21.03.2017 15:22:57 Дагестанский школьник Хаджимурад Селимов награжден дипломом I степени Международной олимпиады по математике в Москве
20.03.2017 13:48:54 Школьников из Дагестана наградили дипломами по итогам Кавказской математической олимпиады
20.03.2017 13:13:46 Докторский диссертационный совет по физико-математическим наукам открыт в Даггосуниверситете
19.03.2017 10:10:46 Даггосмедуниверситет расширяет симуляционный аккредитационный центр
18.03.2017 16:19:09 Студенты ДГТУ прошли во второй тур международной интернет-олимпиады
17.03.2017 16:36:06 Лучшего молодого педагога выбрали в Дагестане
17.03.2017 13:35:23 Турнир по мини-футболу среди студентов прошел в Махачкале
17.03.2017 13:01:57 Глава Минобрнауки Дагестана навестил детей в больнице Буйнакска
17.03.2017 12:15:00 Школьник из Магарамкентского района Дагестана собрал левитирующий двигатель
16.03.2017 18:41:21 В Правительстве Дагестана обсудили перспективы издания учебников на национальных языках
16.03.2017 17:10:47 Продлен прием заявок на участие во Всероссийской интернет-премии «Прометей»
16.03.2017 16:16:30 Встреча с представителями управления экономической безопасности МВД Дагестана прошла в правовой академии
16.03.2017 12:05:23 Подготовку к проведению ЕГЭ-2017 в досрочный период обсудили в Дагестане
16.03.2017 11:56:21 Дагестан и Малайзия планируют реализовать программы по обмену студентами
15.03.2017 13:40:12 Шахабас Шахов: «Виртуальный филиал Русского музея позволит дагестанцам знакомиться с произведениями искусства, не выезжая за пределы республики»
14.03.2017 18:29:10 Одаренные школьники представляют Дагестан на Кавказской математической олимпиаде
14.03.2017 16:25:07 Двадцать образовательных программ Даггосуниверситета признаны лучшими в России
14.03.2017 15:28:12 Шахабас Шахов принял участие в совещании Рособрнадзора по подготовке к проведению ЕГЭ-2017 в досрочный период
14.03.2017 10:41:31 Дагестанские студенты изготавливают информационные стенды для школ республики
13.03.2017 11:45:49 Дагестанский центр одаренных детей «Сириус» примет первых школьников на будущей неделе
12.03.2017 15:40:22 Шахабас Шахов принял участие в работе семинара по подготовке экспертов по мониторингу в период ГИА-ЕГЭ 2017
08.03.2017 13:38:00 Интеллектуальная игра «Начинающий фермер» прошла в столице Дагестана
07.03.2017 17:22:36 Вице-премьер Екатерина Толстикова ответила на вопросы журналистов в рамках проекта «Открытая власть»
07.03.2017 16:46:10 Абдулла Мухаммад Ас-Сайид: «Россия оказала Сирии помощь сразу в нескольких направлениях»
07.03.2017 13:19:07 Интеллектуальная игра для студентов «Начинающий фермер» прошла в Махачкале

РИА видео

"Экологический вестник"

Фоторепортаж

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск