Воскресенье 15 января 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Развитие республиканской системы профессионального образования обсудили в Махачкале

29 января 2014 19:01 Опубликовано в:  Общество  - Образование Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Камилла Рагимханова Фото:  Арсен Абдулаев
размер шрифта-+
Печать
Развитие республиканской системы профессионального образования обсудили на «круглом столе», прошедшем в Махачкале, в здании Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров. Участие в работе «круглого стола» приняли первый заместитель председателя правительства республики Анатолий Карибов, министр образования, науки и молодежной политики Дагестана Шахабас Шахов, руководители учреждений начального и среднего профессионального образования, представители заинтересованных министерств и ведомств республики, руководители предприятий и организаций.

Перед началом работы «круглого стола» его участники ознакомились с выставкой, развернутой в фойе ДИПКПК. Здесь были представлены изделия, изготовленные руками учащихся учреждений начального и среднего профессионального образования республики по технологическому, строительному, сельскохозяйственному и декоративно-прикладному направлениям.

Открывая работу «круглого стола», Шахабас Шахов отметил, что развитие республиканской системы профессионального образования – очень важный вопрос. «Этот вопрос мы достаточно долго обсуждаем, не раз встречались со всеми вами. Этому вопросу уделяет большое внимание и руководство республики, чему свидетельствует присутствие Анатолия Карибова на сегодняшнем мероприятии», – сказал министр.

Анатолий Карибов в своем выступлении сказал о том, что вопросы развития профессионального образования Дагестана очень важны, актуальны. Задачи по его развитию ставит и Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов в приоритетных проектах развития республики, в первую очередь, в проекте «Человеческий капитал». «Значительное внимание уделяется дальнейшему развитию учреждений начального и среднего профессионального образования. Нужно выпускать специалистов и продукцию, востребованную на рынке. Это важнейшее направление развития подобных учреждений», – сказал первый зампредседателя правительства.

Затем министр образования, науки и молодежной политики коротко охарактеризовал состояние учреждений начального и среднего профессионального образования республики. В настоящее время в республике действуют 32 учреждения профессионального образования, подведомственные Минобрнауки РД. Из них 18 – начального, 14 – среднего профессионального образования. В них обучается 22 тыс. человек по 14 укрупненным группам направлений (специальностей) – по 41 профессии НПО, по 27 специальностям СПО.

Подготовка квалифицированных рабочих (служащих) и специалистов среднего звена ведется для различных отраслей: промышленности, сферы обслуживания, культуры и искусства, образования, здравоохранения, экономики и права, сельского хозяйства, строительства и других. Ежегодный выпуск составляет около 9 тысяч квалифицированных рабочих и специалистов. Трудоустройство выпускников учреждений составляет около 35% от их общего числа.

«Новый этап модернизации системы профессионального образования предполагает актуализацию региональных программ развития профессионального образования в связи с введением в действие Федерального закона “Об образовании в Российской Федерации”, регламентирующего новую структуру подготовки кадров и общедоступность системы среднего профессионального образования. Это один уровень профессионального образования, включающий программы подготовки специалистов среднего звена и программы подготовки квалифицированных рабочих.

В связи с этим в системе профессионального образования республики предполагается ряд стратегических и структурных изменений. При этом должна быть сохранена функция социализации подростков, так как основной контингент обучающихся в учреждениях составляют дети из малообеспеченных семей (около 60%).

Министерством образования и науки РД проведена полномасштабная оценка соответствия лицензионным требованиям деятельности подведомственных учебных заведений профессионального образования. Итоги проверки обсуждаются представителями органов исполнительной власти, Счетной палаты, Общественной палаты, а также руководителями предприятий республики и СМИ.

Анализ состояния учреждений выявил проблемы, тормозящие развитие учреждений, в числе которых и устаревание материальной базы учебных заведений, и несоответствие качества подготовки в учреждениях требованиям работодателей, и старение педагогических кадров.

Материально-техническая база учреждений не пополнялась не только за счет средств республиканского бюджета, но и за счет собственных средств образовательных учреждений. Здания, строения, помещения всех учреждений требуют капитального ремонта. Лаборатории и мастерские почти во всех учреждениях находятся в аварийном состоянии, обучение ведется на устаревшем оборудовании. Износ материально-технической базы учреждений составляет от 60% до 100%. Учебный процесс ведется по учебникам, изданным в 80-х годах.

С учетом указанных проблем министерство наметило главные направления формирования эффективной системы подготовки квалифицированных рабочих кадров и специалистов среднего звена.

Первое – это реструктуризация сети учреждений начального и среднего профессионального образования, включающая изменение структуры и сети учреждений начального и среднего профессионального образования; создание ресурсных центров профессионального образования; создание многофункциональных центров прикладных квалификаций.

Второе – развитие материально-технической базы учреждений начального и среднего профессионального образования.

Третье – повышение качества профессиональной подготовки, включающее оптимизацию перечней профессий и специальностей в соответствии с потребностями региональной экономики,  организацию приведения профессиональных образовательных программ в соответствие с потребностями рынка труда, перспективами развития экономики и социальной сферы республики.

Четвертое – расширение партнерства учреждений и работодателей в подготовке и трудоустройстве будущих специалистов.

Сегодня требуется незамедлительное разрешение вышеуказанных проблем путем модернизации профессионального образования республики», – заявил Шахабас Шахов.

Председатель Совета директоров учреждений среднего профессионального образования РД Али Абдулаев в своем выступлении отметил, что учреждения НПО по материально-технической базе не соответствуют развитию самой экономики и общества. «У нас есть два направления решения этой проблемы. Первое – это мобилизация внутренних ресурсов и возможностей наших учреждений (есть проблемы, которые можно устранить силами коллективов при необходимом финансировании. К  примеру, ремонтные и другие работы). Второе направление – привлечение государственных средств, возможностей бизнеса и предприятий. Ведь мы можем сотрудничать с предприятиями и организациями республики. Кроме того, мы медленно работаем в плане участия в федеральных программах развития образования, поскольку здесь требуется софинансирование от учебного заведения и регионального бюджета», – сказал Абдулаев.

Коснулся он и кадрового вопроса. Был отмечено, что в учреждениях СПО практически не осталось педагогов по инженерным специальностям, нет также некоторых учителей-предметников.

Говоря о развитии образовательных технологий и обучении работе на новом оборудовании, председатель Совета директоров СПО отметил, что обучать работе на нем должны специалисты, которые не всегда бывают в этих образовательных учреждениях. Было предложено также организовать сотрудничество с организациями в этом направлении. Абдулаев также поднял вопрос повышения  квалификации педагогов инженерных специальностей, их стажировки на предприятиях.

Председатель Совета директоров начального профессионального образования Зулай Алижанова в своем выступлении определила три направления, по которым нужно развивать учреждения НПО. Это швейная, строительная и сельскохозяйственная отрасли. По ее мнению, специалисты именно в этих направлениях нужны сегодня республике.

Она коротко охарактеризовала состояние обучения в каждой из сфер. Было отмечено, что учреждений, обучающих строительным специальностям, в республике 5. В них обучают по 9 специальностям. Износ оборудования составляет 60%, поскольку руководители некоторых из них уже начали процесс обновления оборудования. На обновление техники строительных учреждений в 2013 году необходимо 110 миллионов рублей.

Швейным профессиям обучают в 13 учреждениях НПО республики по пяти специальностям. Износ материально-технической базы составляет 50%, на обновление необходимо 23 миллиона рублей. Сельскохозяйственному направлению обучают в 7 учреждениях начального профессионального образования Дагестана. На их дооснащение требуется 41 миллион рублей.


Всего просмотров: 1

Другие новости:

13.01.2017 10:01:04 Для решения проблем трехсменного образования в школах СКФО создадут межведомственную рабочую группу
12.01.2017 18:39:00 Около 40 юных краеведов Дагестана представили на олимпиаде исследовательские работы о малой родине
12.01.2017 12:48:39 Трехсменный режим обучения до 2018 года будет ликвидирован в 13 дагестанских школах
11.01.2017 17:17:39 Новый тепличный комплекс возведен на территории ботанического сада ДГУ
10.01.2017 18:17:59 Региональный этап Всероссийской олимпиады школьников начнется в Дагестане с французского языка
09.01.2017 10:19:28 Ректор ДГТУ включен в состав экспертного совета по высшему образованию профильного Комитета Госдумы
29.12.2016 18:50:31 Современный детский сад на 280 мест открыли в Дагестане
29.12.2016 16:06:00 Столовые российских вузов проверят «студенческие «ревизорро»
29.12.2016 15:00:44 Победителей конкурсов и олимпиад МСЭФ России наградили в ДГТУ
27.12.2016 12:06:35 Даггосуниверситет отметил лучших своих представителей по итогам 2016 года
26.12.2016 19:05:05 Круглый стол по проблемам сохранения и развития кумыкского языка прошел в ДГПУ
26.12.2016 15:27:39 Около 60 дагестанских школ подключились к очередному онлайн-уроку в рамках проекта «Электронная школа»
24.12.2016 11:40:01 60 детей из Дагестана отправились в Москву на Общероссийскую новогоднюю елку
24.12.2016 11:09:54 Открытие I Межрегионального форума актива РДШ «Я-Гражданин» состоялось в Махачкале
24.12.2016 10:37:32 Отряд волонтеров Мугинского лицея побывал на экскурсии в воинской части
22.12.2016 18:15:14 Докторский диссертационный совет по филологическим наукам открыт в ДГУ
22.12.2016 14:49:29 Минобрнауки Дагестана провело семинар-совещание по совершенствованию воспитательной работы в ссузах
22.12.2016 11:28:21 Круглый стол по актуальным проблемам в сохранении и развитии табасаранского языка прошел в ДГПУ
22.12.2016 09:44:00 ДГТУ наградил лучших представителей вуза по итогам 2016 года
21.12.2016 18:34:11 Преподаватели факультета иностранных языков Даггосуниверситета создали портал в помощь сельским коллегам
21.12.2016 12:06:00 ДГТУ провел седьмой открытый студенческий фестиваль любительского кино
20.12.2016 11:03:00 Активисты Российского движения школьников СКФО соберутся в Махачкале
19.12.2016 17:29:56 Минобрнауки Дагестана подвело итоги деятельности за 2016 год
19.12.2016 16:40:26 ДГТУ получит финансовую поддержку от Минобрнауки России на создание инжинирингового центра
19.12.2016 13:51:31 Первый их трех координирующих образовательных центров ДИРО открыт в Дербенте
17.12.2016 15:31:01 Представители ДГТУ посетили с рабочим визитом Азербайджанский государственный аграрный университет
17.12.2016 13:26:04 Ансамбль танца ДГТУ «Вершины Кавказа» представил Дагестан на межрегиональном фестивале молодежной культуры
16.12.2016 15:15:54 Филиал СПбГЭУ в Кизляре лишен государственной аккредитации
15.12.2016 17:30:34 Центр изучения родных языков открылся на базе Дагестанского государственного университета
15.12.2016 16:21:48 Проблемы развития образования на современном этапе обсудили в рамках международной конференции в Махачкале

РИА видео

Набиюла Карачаев - "Жилой мир"

Фоторепортаж

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск