"

Проект развития образования республики обсудили в ходе совещания в ДИПКПК

Фото:
3202
6 минут
Проект «Развитие образования Республики Дагестан. От догоняющей до опережающей модели развития» был обсужден сегодня на базе Дагестанского института повышения квалификации педагогических кадров. Основным докладчиком на мероприятии выступил президент издательства «Дрофа», член-корреспондент Российской академии образования, руководитель проекта по разработке Федеральных государственных стандартов общего образования Александр Кондаков.

На встрече присутствовали министр образования республики Шахабас Шахов, представители органов управления образования, директора муниципальных образовательных учреждений и другие заинтересованные лица.

Целями проекта докладчик назвал развитие комфортной, гибко реагирующей на изменяющиеся запросы семей, общества и экономики социокультурной образовательной среды РД, обеспечивающей рост благосостояния граждан, благоприятный инвестиционный климат, привлекательность республики для молодежи, среднего и креативного класса, развитие и приумножение историко-культурного наследия республики.

«Задача, которую ставит руководство республики, – выйти к 2020 году в двадцатку лучших регионов России по образованию. Задача амбициозная, но вполне реализуемая. Но сегодня мы должны понимать, что готовим детей к будущему, которого не можем себе четко описать. Мы не знаем, что будет через 15 лет, когда сегодняшние первоклассники закончат высшие учебные заведения. В свое время мы с восторгом говорили о такой профессии, как системный администратор – она казалась сложной, мало что было понятно, а сегодня это обычная рабочая профессия. Но будущее зависит от прилагаемых нами усилий. Задачей любого общества, любого государства это и является – понять, какое будущее мы хотим видеть, и создать его. Задача, которую мы ставим перед проектом, – подготовить это будущее. А будущее – это планы развития экономики, освоение новых проектов, применение новых технологий», – сказал он.

Александр Кондаков отметил, что система образования необратимо утратила монополию на социализацию детей и молодежи: «Когда мы говорим о программе развития образования, мы должны понимать, что проблемы детей, молодежи во многом обусловлены их самочувствием, условиями социализации, мировоззрением, ценностями, которые формируются через внутрисемейные отношения, образование, средства массовой информации. Поэтому, если говорить о социокультурной среде воспитания и социализации XXI века, мы должны понимать, что вызовы, на которые должна ответить система образования,  – это глобализация, стремительные технологические изменения, инновации, терроризм, система ценностей, которая меняется сейчас, технологизированность жизни, интернет, который стал важной частью жизни. Раньше дети по возвращении домой обращались к родителям, друзьям, соседям, теперь же они берутся за гаджет, компьютер и выходят во всемирную сеть. Это другие дети, и мы должны четко понимать, как организовать их социокультурную среду. Главная задача системы образования – воспитание и социализация подрастающего поколения, где обучение является только частным случаем. Наша задача – воспитать личность, способную к развитию, самоанализу. К сожалению, мы сегодня решаем очень многие задачи: установить оборудование, провести, интернет, построить школу. Решаем самые простые задачи, но не ключевые – о том, какой есть сегодня ребенок, каким мы хотим его сегодня увидеть».

Выступающий также назвал цели Стратегии развития воспитания и социализации детей и молодежи в Российской Федерации. Это создание на межведомственной основе государственно-общественной системы воспитания в РФ, обеспечивающей формирование российской гражданской идентичности молодежи, консолидацию общества, укрепление моральных основ общественной жизни, успешную социализацию, духовно-нравственное развитие каждого гражданина, его самоопределение в мире нравственных ценностей, духовных и культурных традиций многонационального народа РФ.

Александр Кондаков в своем докладе отметил важность человеческого капитала в развитии образования республики. «Впервые мы предложили посмотреть на проектирование и стратегию воспитания, программу развития образования в контексте формирования человеческого капитала. Обычно, когда мы говорим о человеческом капитале, мы подразумеваем знания, умения, навыки. В XXI веке это не так. Это и социальный капитал: насколько сформированы социальные компетенции, как он умеет вести себя, как он относится к семье, старшим, как он видит мир вокруг себя. И, конечно же, это креативный капитал, потому что креативность сегодня является основой экономики, будущего развития. Вот что легло в основу нашей разработки. Сегодня образование, как никогда, является ключевым фактором развития экономики XXI века. Но и сегодня человеческий капитал определяет место государства в мире – это важнейший элемент безопасности. Мы, к сожалению, забываем, что инвестиции в человеческий капитал, образование – это серьезный экономический индикатор, и вот американцы посчитали: чем раньше мы вкладываем инвестиции в ребенка, в его образование, тем большую отдачу мы получаем. В данном случае доллар, вложенный в дошкольника до 3-х лет, дает 8 долларов отдачи. То есть это 18% процентов возврата инвестиций за счет снижения уровня преступности и так далее. Хорошую фразу произнес в прошлом году политический деятель Сергей Степашин: “Лучше мы построим 20 детских садов, чем 1 колонию для малолетних преступников”. Тогда выяснилось, что, по статистике, только 30% малолетних преступников посещало детские сады».

Несмотря на мощные материальные вливания в систему образования, сообщил докладчик, в республике по-прежнему наблюдаются неэффективность инвестиций и наличие диспропорций по уровню образования, неэффективная инфраструктура и организационно-экономические механизмы образования, неравенство качества образовательной услуги, недостаточное внимание подготовке и повышению квалификации учителей. Было также отмечено, что не определены системные направления модернизации образования, соответствующие основным направлениям социально-экономического развития Дагестана, интересы разных ведомств, работодателей разобщены и требуют консолидации. «Необходимо достичь единства целей и задач дальнейшего социально-экономического развития республики во взаимосвязи с опережающим развитием системы образования».

Александр Кондаков акцентировал внимание аудитории и на привлекательности республики для молодежи как на важнейшем индикаторе деятельности субъекта. «Республика сегодня находится в достаточно сложном социально-экономическом положении, и поэтому большая часть молодежи стремится покинуть ее, получить образование, найти работу. Проблемами привлекательности Республики Дагестан для молодежи являются также проблемы трудоустройства, особенно в инновационных отраслях, господство клановой модели трудоустройства, недостаточность социокультурных возможностей, низкий уровень инвестиционного климата. Чтобы решить эти проблемы, нужно, прежде всего, обсудить этот вопрос в министерствах, обеспечат ли они рабочие места. Здесь очень важный момент, когда критикуют систему образования, забывая о том, что без взаимодействия с законодателями, исполнительной властью этот вопрос невозможно решить. Невозможно закрепить молодежь в республике без обеспечения рабочих мест. Это создаст много других проблем».

Выступающий также обозначил проблемы недопользования потенциала молодежи в республике –  занятость в несвязанном с задачами социально-экономического развития республики бизнесе (часто не по профилю и не соответствующем квалификации), мало инновационных компаний, неразвитость инновационной инфраструктуры и проблемы мотивации жизненных ориентиров молодежи РД – образование «для диплома», ориентация ценности «Большой семьи»  (воспроизводство жизненных стратегий родителей), самореализация не считается ценностью, нет развитых культурных потребностей.

При успешной реализации проекта, отметил докладчик, будут обеспечены устойчивое развитие республики, улучшение инвестиционного климата, рост качества человеческого потенциала республики (билингвальность, креативность и пр.), высокая социальная стабильность, консолидация и единство народов Дагестана, обеспечение развития экономики республики конкурентоспособными кадрами за счет роста численности среднего класса, роста привлекательности республики для молодежи и креативного класса извне, вхождение в первую двадцатку регионов по результатам ОГЭ, ЕГЭ, международным сравнительным исследованиям, в том числе по предметам математического и естественно-научного цикла, создание эффективной системы подготовки рабочих кадров для важнейших отраслей экономики и социальной сферы, республика будет привлекательна для молодежи, представителей среднего и креативного класса.

Новости раздела