"

Проблемы сохранения малокомплектных школ обсудили на заседании Экспертного совета при омбудсмене в Дагестане

Фото:
2361
5 минут
Проблемы сохранения малокомплектных школ Дагестана обсудили 1 декабря на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в республике. Участие в обсуждении приняли представители заинтересованных министерств и ведомств, муниципалитетов республики, общественные деятели и другие.

Открывая заседание, Уполномоченный по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова отметила, что данная тема не раз звучала в обращениях граждан к омбудсмену. «Сегодня на обсуждении присутствуют те, кто заинтересован в решении данного вопроса. За два месяца до сегодняшнего заседания была создана экспертная группа при содействии министерства образования и науки Дагестана, которая провела анализ ситуации в муниципалитетах республики. На сегодняшний день в Дагестане функционирует 161 малокомплектная школа, в которой обучается порядка 1,5 тысячи учеников. В ходе сегодняшнего заседания мы должны попытаться решить вопрос так, чтобы не были ущемлены интересы граждан – учеников и их родителей, учителей и государства. Должен произойти заинтересованный разговор всех сторон. Нас беспокоит то, что при закрытии школы может произойти «закрытие» самого села, так как родители, чтобы дать детям образование, покинут его», – отметила Омарова.

Она сообщила, что при изучении вопроса был изучен опыт работы с малокомплектными школами в других регионах страны. Решений данного вопроса много – это и создание на базе малокомплектных школ филиалов более крупных общеобразовательных учреждений, и открытие школ-интернатов, и дистанционное обучение, и многое другое. Не все они, по словам омбудсмена, подходят для реализации в Дагестане. К примеру, развозить детей школьными автобусами в условиях горной местности попросту опасно, поскольку качество дорог в отдаленных селах оставляет желать лучшего. «Мы должны выработать рекомендации, которые будут применимы в нашей республике», – заявила омбудсмен.

Первый заместитель министра образования и науки республики Ширали Алиев также отметил, что сегодня поступает много обращений по поводу оптимизации сети образовательных учреждений как от родителей, так и от учителей. Проведение оптимизации, по его словам, продиктовано необходимостью обеспечения качественного образовательного процесса во всех общеобразовательных учреждениях республики.

«Ни для кого не секрет, что сегодня творится во многих малокомплектных школах – один учитель, к примеру, филолог ведет все дисциплины. Такого быть не должно. В прошлом году в республике была 1 тысяча 540 общеобразовательных учреждений, на 1 сентября 2015 года эта цифра составила 1 тысяч 489, то есть их число уменьшилось на 76 за счет оптимизации сети малокомплектных школ. Сокращение количества малокомплектных школ связано в первую очередь с уменьшением населения в селе. На 1 сентября 25 таких школ закрыто из-за отсутствия учеников. Еще порядка 45 малокомплектных школ присоединено к другим базовым общеобразовательным учреждениям, 7 школ ликвидировано и т.д. Такое решение продиктовано слабой материально-технической базой этих образовательных учреждений», – сообщил Алиев.

Отмечено, что только около 40% от общего количества школ в Дагестане расположены в типовых зданиях. Почти 20% малокомплектных школ находятся в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях. Обеспечить качественный образовательный процесс с тем материально-техническим оснащением и теми кадрами, которые сегодня имеются в этих школах, не представляется возможным. И свидетельством тому являются результаты государственной истовой аттестации, в соответствии с которыми средний балл выпускников таких школ в разы меньше среднего балла выпускников других общеобразовательных учреждений.

Ширали Алиев отметил и тот факт, что финансирование на одного ученика в малокомплектной и более крупной школе отличается: если в Махачкале на обучение одного ребенка уходит около 25 тысяч рублей, то в малокомплектной школе – 125 тысяч рублей.

«В совокупности все эти вопросы давно назрели. Есть ряд решений данной проблемы, и над этим вопросом нужно работать. В частности, Глава республики поручил создавать в райцентрах интернаты, в которых будут учиться дети из отдаленных сел», – заключил Алиев.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Малокомплектные школы» при Дагестанском государственном педагогическом университете Магомед Арипов также высказал свое видение решения проблемы.

«Скажу, что в России над малокомплектной школой «занесен топор», и мы сегодня должны сделать все, чтобы убрать его. Сокращать малокомплектные школы можно, и многие сегодня считают, что они не нужны. Однако все дети имеют равные права на образование, независимо от места проживания. Нужно продумать такое решение, при котором ученики таких школ не будут ущемлены. Необходимо сохранить малокомплектные школы, так как они выполняют селообразующую функцию – есть школа, есть село, нет школы – села не будет, потому что родители уедут туда, где смогут дать образование своим детям. Чаще всего в город», – сказал Арипов.

По его мнению, для улучшения качества образовательного процесса в малокомплектных школах нужно создать научно-методический центр для учителей таких школ, где они бы получали методические рекомендации и другую помощь. Кроме того, отметил Арипов, нужно готовить специалистов для малокомплектных школ. «Кто туда пойдет работать? Человек, который вырос и отучился в Махачкале, никогда не поедет работать в школу на кутане. Поэтому нужно целенаправленно набирать выпускников таких школ в вузы, чтобы потом они возвращались в родные школы и преподавали там. Необходимо заняться и повышением квалификации педагогов малокомплектных школ и т.д.», – предложил он.

Комментируя его выступление, Ширали Алиев отметил, что задача ликвидировать то или иное общеобразовательное учреждение не ставится. Принимаемые меры в первую очередь предназначены для того, чтобы обеспечить качество образовательного процесса.

В ходе заседания выступили также руководитель Управления Роспотребнадзора по республике Элеонора Омариева, заместитель министра финансов Дагестана Абдурашид Аджиев, представители муниципальных образований. По итогам обсуждения принят ряд рекомендаций.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела