Понедельник 22 мая 2017 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Проблемы сохранения малокомплектных школ обсудили на заседании Экспертного совета при омбудсмене в Дагестане

01 декабря 2015 18:30 Опубликовано в:  Общество  - Образование Источник :  РИА «Дагестан»
Автор:  Камилла Рагимханова
размер шрифта-+
Печать
Проблемы сохранения малокомплектных школ Дагестана обсудили 1 декабря на заседании Экспертного совета при Уполномоченном по правам человека в республике. Участие в обсуждении приняли представители заинтересованных министерств и ведомств, муниципалитетов республики, общественные деятели и другие.

Открывая заседание, Уполномоченный по правам человека в Дагестане Уммупазиль Омарова отметила, что данная тема не раз звучала в обращениях граждан к омбудсмену. «Сегодня на обсуждении присутствуют те, кто заинтересован в решении данного вопроса. За два месяца до сегодняшнего заседания была создана экспертная группа при содействии министерства образования и науки Дагестана, которая провела анализ ситуации в муниципалитетах республики. На сегодняшний день в Дагестане функционирует 161 малокомплектная школа, в которой обучается порядка 1,5 тысячи учеников. В ходе сегодняшнего заседания мы должны попытаться решить вопрос так, чтобы не были ущемлены интересы граждан – учеников и их родителей, учителей и государства. Должен произойти заинтересованный разговор всех сторон. Нас беспокоит то, что при закрытии школы может произойти «закрытие» самого села, так как родители, чтобы дать детям образование, покинут его», – отметила Омарова.

Она сообщила, что при изучении вопроса был изучен опыт работы с малокомплектными школами в других регионах страны. Решений данного вопроса много – это и создание на базе малокомплектных школ филиалов более крупных общеобразовательных учреждений, и открытие школ-интернатов, и дистанционное обучение, и многое другое. Не все они, по словам омбудсмена, подходят для реализации в Дагестане. К примеру, развозить детей школьными автобусами в условиях горной местности попросту опасно, поскольку качество дорог в отдаленных селах оставляет желать лучшего. «Мы должны выработать рекомендации, которые будут применимы в нашей республике», – заявила омбудсмен.

Первый заместитель министра образования и науки республики Ширали Алиев также отметил, что сегодня поступает много обращений по поводу оптимизации сети образовательных учреждений как от родителей, так и от учителей. Проведение оптимизации, по его словам, продиктовано необходимостью обеспечения качественного образовательного процесса во всех общеобразовательных учреждениях республики.

«Ни для кого не секрет, что сегодня творится во многих малокомплектных школах – один учитель, к примеру, филолог ведет все дисциплины. Такого быть не должно. В прошлом году в республике была 1 тысяча 540 общеобразовательных учреждений, на 1 сентября 2015 года эта цифра составила 1 тысяч 489, то есть их число уменьшилось на 76 за счет оптимизации сети малокомплектных школ. Сокращение количества малокомплектных школ связано в первую очередь с уменьшением населения в селе. На 1 сентября 25 таких школ закрыто из-за отсутствия учеников. Еще порядка 45 малокомплектных школ присоединено к другим базовым общеобразовательным учреждениям, 7 школ ликвидировано и т.д. Такое решение продиктовано слабой материально-технической базой этих образовательных учреждений», – сообщил Алиев.

Отмечено, что только около 40% от общего количества школ в Дагестане расположены в типовых зданиях. Почти 20% малокомплектных школ находятся в аварийных, ветхих, приспособленных помещениях. Обеспечить качественный образовательный процесс с тем материально-техническим оснащением и теми кадрами, которые сегодня имеются в этих школах, не представляется возможным. И свидетельством тому являются результаты государственной истовой аттестации, в соответствии с которыми средний балл выпускников таких школ в разы меньше среднего балла выпускников других общеобразовательных учреждений.

Ширали Алиев отметил и тот факт, что финансирование на одного ученика в малокомплектной и более крупной школе отличается: если в Махачкале на обучение одного ребенка уходит около 25 тысяч рублей, то в малокомплектной школе – 125 тысяч рублей.

«В совокупности все эти вопросы давно назрели. Есть ряд решений данной проблемы, и над этим вопросом нужно работать. В частности, Глава республики поручил создавать в райцентрах интернаты, в которых будут учиться дети из отдаленных сел», – заключил Алиев.

Заведующий научно-исследовательской лабораторией «Малокомплектные школы» при Дагестанском государственном педагогическом университете Магомед Арипов также высказал свое видение решения проблемы.

«Скажу, что в России над малокомплектной школой «занесен топор», и мы сегодня должны сделать все, чтобы убрать его. Сокращать малокомплектные школы можно, и многие сегодня считают, что они не нужны. Однако все дети имеют равные права на образование, независимо от места проживания. Нужно продумать такое решение, при котором ученики таких школ не будут ущемлены. Необходимо сохранить малокомплектные школы, так как они выполняют селообразующую функцию – есть школа, есть село, нет школы – села не будет, потому что родители уедут туда, где смогут дать образование своим детям. Чаще всего в город», – сказал Арипов.

По его мнению, для улучшения качества образовательного процесса в малокомплектных школах нужно создать научно-методический центр для учителей таких школ, где они бы получали методические рекомендации и другую помощь. Кроме того, отметил Арипов, нужно готовить специалистов для малокомплектных школ. «Кто туда пойдет работать? Человек, который вырос и отучился в Махачкале, никогда не поедет работать в школу на кутане. Поэтому нужно целенаправленно набирать выпускников таких школ в вузы, чтобы потом они возвращались в родные школы и преподавали там. Необходимо заняться и повышением квалификации педагогов малокомплектных школ и т.д.», – предложил он.

Комментируя его выступление, Ширали Алиев отметил, что задача ликвидировать то или иное общеобразовательное учреждение не ставится. Принимаемые меры в первую очередь предназначены для того, чтобы обеспечить качество образовательного процесса.

В ходе заседания выступили также руководитель Управления Роспотребнадзора по республике Элеонора Омариева, заместитель министра финансов Дагестана Абдурашид Аджиев, представители муниципальных образований. По итогам обсуждения принят ряд рекомендаций.


Всего просмотров: 1

Другие новости:

22.05.2017 18:25:41 Делегация Ленинградской области посетила ДГТУ
22.05.2017 13:15:31 Дагестанский государственный университет народного хозяйства включен в перечень ведущих вузов России
22.05.2017 10:51:36 Глава Минмолодежи Дагестана принял участие в фестивале «Российская студенческая весна» в Москве
21.05.2017 13:13:27 II Ежегодный Слет студенческой молодежи Южного Дагестана прошел в Махачкале
20.05.2017 17:49:02 В ДГТУ состоялся студенческий праймериз «Лидер года – 2017»
20.05.2017 17:41:32 Проблемы теории и практики управления развитием социально-экономических систем обсудили на конференции в ДГТУ
20.05.2017 16:33:43 Команда ДГУ по вольной борьбе заняла первое место во Всероссийских соревнованиях
20.05.2017 14:46:53 Сотрудники Отделения НБ – Республика Дагестан провели открытую лекцию в ДГУНХ
19.05.2017 18:18:05 Первый открытый чемпионат Дагестана по интеллектуальной борьбе пройдет в Махачкале
19.05.2017 16:33:59 Произведения более сотни дагестанских школьников вошли в сборник международного конкурса «Наполни сердце добротой»
19.05.2017 11:18:39 Завершился первый республиканский конкурс «Лучший социальный проект медицинского направления»
19.05.2017 10:53:00 Студент из Махачкалы стал призером XIII Всероссийского конкурса по турецкому языку и культуре
19.05.2017 10:49:45 Делегация Московского государственного университета посетила ДГУ
18.05.2017 17:35:59 Педагогический семинар «Образовательный диалог» с участием лучших педагогов Москвы и Дагестана стартовал в Махачкале
18.05.2017 11:57:02 Студенты Махачкалы встретились с прославленными спортсменами России
17.05.2017 18:58:09 Повышение статуса уроков труда обсудили на семинаре в Махачкале
17.05.2017 18:48:46 В школах Махачкалы прошли семинары предметных ассоциаций
17.05.2017 18:39:27 Представитель Дагестана в Санкт-Петербурге встретился с командованием Военной академии МТО
17.05.2017 17:24:57 Делегация МГУ посетит культурно-исторический комплекс «Ахульго»
17.05.2017 11:42:18 Региональная конференция по проблемам реализации прав и свобод личности прошла в Дербенте
17.05.2017 10:56:35 Финал конкурса на лучшую куклу в национальном костюме пройдет среди школьников Дагестана
17.05.2017 10:19:29 Василий Колесников вручил грант Президента РФ профессору ДГУ
16.05.2017 18:54:00 Дагестанским школьникам и педагогам расскажут об организации ЕГЭ и ГИА в 2017 году
16.05.2017 18:08:00 Минобрнауки Дагестана введет систему формирования рейтинга общеобразовательных организаций
16.05.2017 18:07:11 Олимпиада по математике среди студентов республиканских вузов прошла в Дагестане
16.05.2017 10:54:27 Школьник из Дербента признан лучшим учеником Дагестана 2017 года
15.05.2017 18:36:02 Олимпиада по технической механике среди студентов СКФО прошла в ДГУНХ
15.05.2017 18:16:24 В Дагестане выпускникам школы вожатского мастерства вручены сертификаты о прохождении курсов
15.05.2017 11:36:26 Более 150 школьников Дагестана приняли участие в детском хакатоне 4Kids Spring 2017
15.05.2017 10:17:24 Школьникам Махачкалы провели экскурсию по Национальному музею Дагестана имени Алибека Тахо-Годи

РИА видео

Год экологии 2017

Фоторепортаж

Ретро-поезд "Победа" в Махачкале

Ретро-поезд "Победа" в Махачкале