"

Перспективы обучения родным языкам в образовательных организациях обсудили на конференции в Махачкале

Фото:
3058
5 минут
Конференция «Государственный язык Российской Федерации и языки народов Дагестана: теория, практика, перспективы обучения в образовательных организациях», посвященная Международному дню родного языка, проходит сегодня в научно-исследовательском институте педагогики имени Тахо-Годи в Махачкале.

С приветствием к участникам конференции обратился министр образования и науки республики Шахабас Шахов, который отметил важность работы учителя и сказал, что педагогом работать сегодня непросто. «У нас много проблем в сфере образования, и не все они сразу решаются. С вашей помощью нам удалось решить многие проблемы, но еще немало предстоит сделать», – сказал министр.

Он подчеркнул, что тема сегодняшней конференции очень важна для Дагестана. «Такого разнообразия языков нет нигде, и очень важно, чтобы наши дети владели своим родным языком, были знакомы с культурой и традициями своего народа. Наша задача, задача педагогов – вернуться к этим традициям, в том числе и через родной язык. Важности обучения родному языку в школе уделяет немало внимания и Глава республики Рамазан Абдулатипов, директор НИИ педагогики Гамидулах Магомедов тоже много лет говорит о проблемах в изучении родного языка, пытается их решать по мере сил института. Это направление есть и в приоритетных проектах развития республики.

Многое делается для решения проблемы и на местах. Если бы не ваша работа, ситуация, думаю, была бы еще хуже. Есть проблемы с финансированием, изданием учебников на родных языках. Годами накопившиеся проблемы с изданием учебников на родных языках министерство постарается решить в течение этого года», – заявил Шахов.

Министр напомнил, что очень важно обучение и русскому языку, и родному языку. «Русский язык – государственный язык Российской Федерации, он нам необходим. Но вместе с тем, необходимо и знание родного языка, чтобы не потерять свои корни, сохранить свою культуру и традиции. Делить изучение русского и родного языков нельзя. Одно без другого невозможно», – уверен министр.

Шахов коснулся и того, что многие годы учителя родных языков работали сами, не ощущая поддержки со стороны министерства. «Сегодня мы должны максимально помочь друг другу, чтобы наши дети знали свой родной язык. К сожалению, даже в селах не все дети говорят на своем родном языке, не говорят на нем и дома, в семье. Нужно принимать меры на всех уровнях, чтобы изменить ситуацию», – считает глава Минобрнауки республики.

В своем докладе «Языки и школа» Гамидулах Магомедов коснулся проблем преподавания языков школах. «Трудно переоценить значение родного языка. Это не обычный предмет в расписании, а средство воспитания наших детей. У меня часто спрашивают, какой язык нужно считать родным. Я считаю родным язык матери», – сказал Г. Магомедов.

Он также отметил, что в этом году конференции по русскому и родным языкам объединены и проводятся вместе, хотя раньше они проводились в разное время. Это сделано потому, что педагоги родного и русского языков должны работать вместе.

«Рамазан Гаджимурадович как-то сказал, что без знания русского языка дагестанец не сможет стать конкурентоспособным гражданином России, и я с этим согласен. Но это не значит, что он не должен знать свой родной язык. Глава республики и этому уделяет большое внимание. Ни для кого из присутствующих не секрет, что у учеников нет желания изучать родной язык. Но они и раньше не очень хотели его изучать. Сегодня мы чувствуем отсутствие мотивации в изучении родного языка, невостребованность его знания. И это во многом наша вина, потому что раньше это было допустимо. В школах не уделяли достаточного внимания изучению этого предмета, отсюда и такое отношение школьников к нему. Даже сейчас оценку по родному языку часто не ставят в аттестат. Все часто зависит от нас, ругать за это детей не надо», – уверен директор института.

Говоря о проблемах в сельской школе, докладчик отметил, что сегодня сельская школа страдает многими болезнями, но многие из них излечимы. «В Дагестане 1 тыс. 397 сельских школ, каждая четвертая из них – малокомплектная. Может быть, стоит их где-то объединить, где-то создать интернаты, чтобы повысить качество обучения в них. Как правило, в них обучается по 10 детей, а директор в таких школах – и завхоз и еще кто-то. Говорить о качестве обучения в таких школах не приходится», – обратился он к министру образования и науки республики.

Еще одной проблемой Гамидулах Магомедов назвал то, что руководители сельских мононациональных школ зачастую безосновательно переводят их с родного на русский язык обучения. «Хорошо, если все дети владеют русским языком, но бывает так, что они читают условие задачи и не понимают ее смысла, соответственно и решить такую задачу они не могут. Директора думают, что дети так быстрее усвоят русский язык. Но это неверно. Многие из нас учились на родных языках, я до 7-го класса не видел русской среды, но научились же. А в мононациональных школах не все дети с первого класса понимают смысл всех русских слов, и процесс учебы у них затрудняется», – отметил он.

Коснулся Гамидулах Магомедов и проблемы с нехваткой учебников по родным языкам. Он еще раз сказал об отсутствии желающих их создавать. «Объявление о приеме заявок на составление учебников было опубликовано во многих СМИ республики, однако никто не откликнулся, потому что создание учебника – архисложное дело», – сказал директор НИИ педагогики и обратился к участникам конференции с призывом сообщать в институт о найденных в учебниках ошибках, а также к участию в авторских коллективах по созданию учебников и к их рецензированию.

Затем работа конференции продолжилась заседаниями секций по русскому, аварскому, даргинскому, кумыкскому, лезгинскому, лакскому, табасаранскому, ногайскому языкам и литературам.

Новости раздела