"

Минобрнауки Дагестана подвело итоги 2014 года и определило задачи на 2015 год

Фото:
2532
7 минут
Расширенное заседание коллегии министерства образования и науки республики, посвященное подведению итогов за 2014 год и определению задач на 2015 год прошло во вторник, 24 февраля, в Дагестанском институте повышения квалификации педагогических кадров.

Начиная итоговый доклад, глава ведомства Шахабас Шахов отметил, что деятельность министерства в 2014 году была направлена на реализацию указов Президента РФ, распоряжений Правительства страны, Главы Дагестана, закона «Об образовании РФ», госпрограммы развития образования до 2020 года, приоритетных проектов развития республики.

Говоря о системе дошкольного образования республики, Шахов напомнил, что в Дагестане работают 744 организации, реализующие программу дошкольного образования. На конец 2013 года таких организаций было 697. «В соответствии с указом Президента РФ к 2016 году нам необходимо обеспечить 100%-ный охват дошкольным образованием детей в возрасте от 3 до 7 лет, что является для республики достаточно сложной задачей.

Важность проблемы подтверждают показатели общей численности детей дошкольного возраста в республике – 343 тысячи детей. Из них дошкольным образованием охвачено 84 тысячи, в очереди на зачисление в детские сады стоят 106 тысяч детей, 60 тысяч из которых в возрасте от 3 до 7 лет. За прошедший год в рамках реализации дорожной карты дополнительно введено 12 тысяч 180 мест. Охват детей дошкольным образованием по городам вырос на 6% (Махачкала, Хасавюрт и Каспийск), в сельской местности по итогам года охват детей дошкольным образованием не увеличился. Более того, по неизвестным нам причинам охват уменьшился в Кизилюртовском, Цунтинском, Шамильском, Ахвахском и Тляратинском районах. Хотя есть отдельные районы, где наблюдается положительная динамика. В этом отношении отличились Сулейман-Стальский, Рутульский, Гумбетовский и Ногайский районы», - отметил министр.

Также он сообщил, что в 2014 году министерством совместно с органами местного самоуправления городов и районов велась активная работа по вводу дополнительных мест в дошкольных образовательных учреждениях. При этом особое внимание уделено созданию групп кратковременного пребывания и развитию негосударственного сектора.

«В результате этой работы в прошлом году группы кратковременного пребывания стали посещать более 2,7 тысяч детей, более 1 тыс. 700 детей – частные дошкольные образовательные организации. Благодаря целенаправленной работе в 2014 году нам удалось ввести больше мест, чем в 2013 году, несмотря на то, что финансирование в прошлом году было меньше. Этому способствовал полный анализ потребности мест в дошкольных образовательных учреждениях по каждому муниципальному образованию, согласованная политика с Правительством и Минэкономразвития республики. За два последних года из федерального бюджета привлечено 2,7 млрд рублей, еще порядка 700 млн было выделено из бюджета республики, что позволило ввести 38 новых дошкольных образовательных организаций», - рассказал Шахов.

Он сообщил, что в 2015 году на развитие дошкольного образования из федерального бюджета предусмотрены средства в размере 150,9 млн рублей, до конца года планируется получить еще дополнительно 300 млн рублей, для чего в Минобрнауки России представлены необходимые расчеты и обоснования. «При этом в 2015 году для создания дополнительных мест планируется активно проводить реконструкцию зданий, а также использовать высвобождающиеся помещения образовательных организаций среднего профессионального образования», - подчеркнул глава Минобрнауки республики.

Сеть общеобразовательных организаций республики включает 1 тыс. 540 школ с контингентом обучающихся 370 тыс. человек. Из общего числа 1 тыс. 317 школ находится в сельской местности (212 тыс. учеников), остальные – в городской местности, с охватом более 150 тысяч учеников.

«Сегодня в республике остро стоит вопрос нехватки посадочных мест в школах. Только 37,7% школ в республике являются типовыми, 9,7% находятся в аварийном состоянии. На 1 января 2014 года в двухсменном режиме работали 12 общеобразовательных организаций республики, в третью смену обучались 2 тыс. 58 школьников. Для разрешения указанной проблемы совместно с Минобрнауки России определены 12 объектов общего образования, строительство которых включено в Федеральную целевую программу «Юг России». В ближайшие годы планируется открыть школу в поселке Семендер на 1 тыс. 296 мест. В зоне риска 3 школы только в Махачкале, которые через год-два могут перейти в трехсменный режим работы», - сказал Шахов.

Министр сообщил, что в рамках Республиканской инвестиционной программы в 2013-2014 годах введено 20 учебных корпусов образовательных организаций на 6 тыс. 325 мест. Он привел и примеры нерационального строительства образовательных учреждений. К примеру, в Бежтинском участке введена школа на 320 мест, в то время как численность детей школьного возраста в населенном пункте составляет не более 145 человек.

«Наряду с введением ФГОС, обновлением учебно-лабораторного оборудования, обновлением информационно-коммуникационных технологий в республике остается проблема функционирования малокомплектных школ. Число малокомплектных образовательных организаций численностью до 30 обучающихся в республике составляет 237. За последние годы министерством сокращено 29 малокомплектных школ, а сэкономленные средства направлены на повышение заработной платы педагогам.

Основными причинами неэффективности малокомплектных школ республики, на наш взгляд, являются ветхость и аварийное состояние сооружений, экономическая невыгодность ремонта, дефицит общения и недостаток социализации, низкий уровень жизни и образования населения, низкое качество образовательных услуг и многое другое. Одним из путей решения проблемы было озвученное на августовском совещании Главой республики создание в районных центрах и крупных муниципальных образованиях школ-интернатов, своего рода образовательных центров с соответствующей методической и материально-технической базой. Однако, к сожалению, в этом направлении успехи незначительные. Только в Хунзахском районе открыта школа-интернат, а анализ указывает на отсутствие соответствующей работы на местах», - отметил министр.

Напомнил глава Минобрнауки Дагестана и о том, что впервые за многие годы можно констатировать факт проведения ЕГЭ в республике без грубых нарушений, что признано на всех уровнях. «В прошлом году проведено тестирование учителей общеобразовательных организаций, по результатам которого будут проведены курсы повышения квалификации с привлечением специалистов из других регионов страны», - сообщил Шахов.

В системе дополнительного образования республики работает 388 организаций, в которых занимается более 220 тысяч детей в возрасте от 5 до 18 лет. Наиболее популярными направлениями являются спорт, туризм и краеведение, художественно-эстетическое, эколого-биологическое и техническое. По словам министра, анализ деятельности учреждений дополнительного образования спортивной направленности и проверка объективности статистической отчетности указывают на необходимость принятия радикальных мер по оптимизации сети детско-юношеских спортивных школ республики.

Он также отметил тот факт, что в 2014 году удалось сделать важные шаги по изменению ситуации, сложившейся с сетью профессионального образования республики. По состоянию на 1 января 2015 года система профессионального образования республики представлена 106 учреждениями с общим контингентом обучающихся 95 тысяч человек. В 2014 году была выпущена 21 тысяча специалистов из этих учреждений, а трудоустроено – лишь 15% из них.

«С сентября 2013 года проведена полномасштабная комплексная проверка этих учреждений соответствию лицензионным требованиям. По результатам проверки деятельности образовательных организаций высшего образования и филиалов всех форм собственности, расположенных на территории Дагестана, закрыто 13 организаций высшего профессионального образования, обучающиеся переведены в другие вузы.

Последние два года в системе профессионального образования республики происходят структурные изменения. Основная цель оптимизации сети учреждений начального и среднего профессионального образования - улучшение качества образования. В результате оптимизации и реорганизации из 32 подведомственных министерству учреждений осталось 23. Сокращен административный штат, пересмотрен перечень специальностей и профессий, по которым будет проходить обучение. Общий объем экономии средств составил 90 млн рублей. В 2014 году ликвидировано также 116 профильных групп с контингентом обучающихся 2 тыс. 541 человек. Эти люди получали стипендию, но не учились.

Созданы и функционируют два многофункциональных центра прикладных квалификаций и два ресурсных центра для приоритетных направлений экономики республики. С начала учебного года центрами заработаны финансовые средства в размере около 3 млн рублей, а количество лиц, прошедших программы профессиональной подготовки и переподготовки, составило 700 человек», - сообщил Шахабас Шахов.

Рассказал министр и о работе, проведенной по укреплению материально-технической базы образовательных организаций республики, работе по повышению заработной платы педагогов, работе, проводимой в отношении детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей и т.д.

«В республике 5 тыс. 849 детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, из которых 5 тыс. 794 человека находятся в опекунских семьях (95,6%), 255 – в организациях для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. В результате проведенной совместной работы удалось число воспитанников детских домов сократить с 266 в 2013 году до 152 в 2014-м, 44 ребенка были возвращены биологическим родителям, 22 переданы под опеку, 1 – на усыновление.

На реализацию полномочий по обеспечению жильем детей-сирот и детей-оставшихся без попечения родителей муниципалитетам было выделено в 2014 году 223 млн 940 тыс. рублей, что позволило бы обеспечить жильем 286 человек. Фактически же по итогам года жильем обеспечено 254 человека из этой категории. Некоторые муниципалитеты вообще не смогли освоить выделенные деньги. Среди них – Кайтагский и Табасаранский районы, в 6 территориях полномочия исполнены частично. Это Дербентский, Кизилюртовский районы, Дербент и т.д.», - рассказал министр.

После доклада министра участники совещания смогли задать интересующие вопросы представителям ведомства.

Новости раздела