"

Литературу в школе как фактор формирования духовно-нравственных основ личности обсудили в рамках форума на базе ДГТУ

Фото:
1613
3 минуты
Литературу в школе как фактор формирования духовно-нравственных основ личности обсудили сегодня, 30 октября, в ходе работы третьей секции Всероссийского форума русского языка и литературы на базе Дагестанского государственного технического университета.

Перед началом работы секции участников форума поприветствовала проректор вуза Елена Павлюченко. «Поздравляю вас с таким замечательным событием и приветствую на дагестанской земле и в нашем вузе. Хочу вам пожелать сегодня плодотворной работы и приятных впечатлений. Надеюсь, все, что будет сказано на этой площадке, получит практическое применение и оставит глубокий след у каждого присутствующего», – сказала проректор.

В рамках работы секции были заслушаны 12 различных докладов. С докладом на тему «Формирование гражданской позиции и патриотизма личности на примерах русской классической литературы и истории» выступила заведующая кафедрой русского языка ДГТУ, доктор филологических наук, профессор Гульнара Алиева. В своем выступлении она в первую очередь отметила, что патриотическому воспитанию в ДГТУ придается особое значение.

«Все преподаватели вуза понимают, что это дело государственной важности. Кафедра русского языка ежегодно проводит мониторинг среди студентов первых курсов на предмет выяснения, что бы им хотелось узнать, какие у них интересы, что их волнует. Материалы этого мониторинга, анализ анкет показал, что студенты ДГТУ имеют огромный интерес и нуждаются в информации, как раз связанной с героическими страницами истории России. Они проявляют огромный интерес к жизни и делам известных выдающихся полководцев. Их интересуют такие личности, как Дмитрий Донской, Суворов, Кутузов, маршал Жуков. Студенты интересуются такими грандиозными историческими событиями, как Куликовская битва, Бородинское сражение, Отечественная и Великая Отечественная война. Кроме того, выяснилось, что они хотят узнать больше о жизни великих русских гениев, таких как Пушкин, Достоевский, Толстой, Лермонтов, Есенин и многих других. То есть у наших студентов есть интерес и к героическому прошлому нашей страны, и к культурологическому достоянию», - сказала Алиева, добавив, что по результатам проведенных мониторингов кафедра русского языка решила создать учебно-методический комплекс «История России в научных, публицистических и художественных текстах».

С докладом «Анализ текста как средство привития интереса к чтению» выступила победитель регионального конкурса «Учитель года» из Усть-Илимского района Иркутской области Ирина Билиенкова. По словам педагога, чтение литературного текста сегодня подвергается непростым вызовам.

«Дети все более склоны воспринимать чтение, прежде всего, как источник информации. Любование глубиной и красотой произведения, проникновение в его идейное своеобразие отходит на второй план, а вот именно такой подход формирует настоящего талантливого читателя. Сегодняшний педагог-словесник должен обладать богатейшим набором разнообразных приемов работы с художественным текстом, позволяющих идти с детьми по сложному пути от слова к образу и мысли. Причем именно образ, на мой взгляд, должен быть главным нашим помощником на сложном пути постижения великого русского художественного слова. Именно этот путь помогает постичь идею через чувства, ощутить глубину и богатство человеческой мысли, выраженной в слове», - считает учитель.

С докладом «Современная классика: как сделать разговор о литературе актуальным для современного читателя» выступила победитель регионального конкурса «Учитель года» города Москвы Оксана Ганабова. «Не секрет, что нашим детям в силу определенных реалий современной жизни достаточно трудно воспринимать классический текст, не всегда они владеют языком авторским. Утрата интереса к классическому произведению может происходить в силу того, что читатель не подготовлен к такому чтению или нет мотивации к чтению. Для меня, например, при разговоре о тексте классического литературного произведения очень важно выстроить некую систему взаимодействия, которая существует между текстами», - делится Ганабова.

После всех заслушанных докладов работа секции продолжилась мастер-классами для педагогов и обменом мнениями.

Всероссийский форум учителей русского языка и литературы на тему «Русский язык и литература – основа единства образовательного пространства и взаимопонимания народов России» проводится в Дагестане 30-31 октября. Его участниками стали более 800 учителей русского языка и литературы – победителей всероссийских и региональных конкурсов «Учитель года» и приоритетного национального проекта «Образование», преподаватели вузов, ученые-филологи, студенты и школьники Республики Дагестан.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела