"

Неуплата коммунальных услуг в Дагестане: причины и способы решения проблемы

Фото:
3366
6 минут
Проблема с неплатежами за коммунальные услуги в Дагестане, да и в целом по России, стоит достаточно остро. На сегодняшний день задолженность по коммунальным платежам по стране составляет 1 трлн рублей, из них в нашей республике – более 31 млрд рублей.

По этой причине в Государственную Думу вносится законопроект об ограничении на регистрацию сделок с жильем, по которой есть задолженность. Ожидается, что данная мера позволит более эффективно бороться с неплательщиками, которые являются препятствием для развития жилищно-коммунального хозяйства.

Уровень платежей в Дагестане

Неоднократно состояние уровня платежей обсуждалось на заседаниях президиума Народного собрания РД и его профильного комитета. Также данный вопрос рассматривался на заседаниях Правительства республики, которое утвердило Комплексный план по снижению задолженности за энергоресурсы.

«Органами власти на местах не исполнен ряд пунктов Комплексного плана. В частности, не составлены списки работников бюджетных организаций с указанием их лицевых счетов. В муниципальных образованиях также не проводится работа по улучшению платежной дисциплины, не созданы районные штабы по контролю за погашением накопленной задолженности и так далее», – подчеркнул главный жилищный инспектор Дагестана Али Джабраилов, добавив, что руководство страны активизировало свою деятельность в части пополнения бюджета, в связи с чем были даны соответствующие поручения и Главой Дагестана Рамазаном Абдулатиповым.

Джабраилов рассказал, что, по данным Росстата, за I полугодие 2015 года уровень платежей населения за жилье и коммунальные услуги по республике составляет 51,7%. В разрезе городов эта ситуация составляет примерно такую картину: Махачкала – 65,5%, Буйнакск – 42,2%, Дагестанские Огни – 40%, Дербент – 85%, Избербаш – 68,6%, Каспийск – 93,1%, Кизилюрт – 67,6%, Кизляр – 84,6%, Хасавюрт – 65,6%, Южно-Сухокумск – 71,6%.

«Органами местного самоуправления совместно с ресурсоснабжающими  организациями и управляющими компаниями проводится систематическая работа по предупреждению роста задолженности за ЖКУ, но результаты пока все равно оставляют желать лучшего», – заявил он.

Причины неплатежей

Причинами неплатежей, по мнению главного жилинспектора региона, являются постоянное повышение размеров платежей при оставлении заработной платы на прежнем уровне; переход к 100% оплате; безработица; несвоевременная выплата заработной платы; отсутствие контроля и постоянной требовательности со стороны должностных лиц и лиц, наделенных управленческими функциями по сбору обязательных платежей.

Среди других причин неисполнения гражданами обязанности по уплате коммунальных услуг он назвал неприменение штрафных санкций; предоставление низкого качества коммунальных услуг и технического обслуживания; конфликты с управляющей организацией и т.д.

«Надо понять, что каждый собственник заинтересован в снижении своих затрат семейного бюджета. Люди устанавливают различные приборы учета ресурсов, однако ресурсоснабжающие организации всячески противодействуют их регистрации, опломбированию и введению в эксплуатацию. Тянется время, поставщики считают по нормативам, а жильцы не хотят платить за непотребленные ресурсы. 

Кроме того, в квитанциях обнаруживаются приписки, такие как увеличение количества жильцов в помещениях, а также дополнительные площади и прочее, что дискредитирует поставщиков услуг и провоцирует потребителей на неоплату.

Есть и наглое воровство, когда к магистральным сетям самовольно, скрытно или с молчаливого одобрения недобросовестных работников организаций поставщиков ресурсов подключаются потребители. К нам поступает множество жалоб о необоснованности начисления платежей. За этот год их рассмотрено более 100. По предписаниям жилинспекторов произведен перерасчет гражданам излишне начисленных платежей на сумму более 1,5 млн рублей», – сказал глава ГЖИ РД.

Меры воздействия на неплательщиков

Невыполнение гражданами предусмотренных законом обязательств по оплате жилищно-коммунальных услуг вынуждает обслуживающие организации применять меры воздействия.

«Для примера рассмотрим, какие мероприятия проводились раньше, в годы советской власти, по обеспечению своевременной оплаты: исполнительные надписи, пени в виде 1% за каждый день просрочки, солидарная ответственность, выселение, привлечение к обязательным работам. На управляющих домами налагали дисциплинарное взыскание за непринятие или несвоевременное принятие ими мер по взысканию квартирной платы, а в подлежащих случаях – привлекать к уголовной ответственности как за должностное преступление. И что поразительно – собираемость платежей в те годы составляла до 100%», – рассказал Джабраилов.

Среди предусмотренных на сегодняшний день Гражданским кодексом средств борьбы с неплательщиками эксперт выделил, в частности, прекращение права собственности на бесхозяйственно содержимое жилое помещение. Если собственник жилого помещения использует его не по назначению, систематически нарушает права и интересы соседей либо бесхозяйственно обращается с жильем, допуская его разрушение, орган местного самоуправления может предупредить собственника о необходимости устранить нарушения, а если они влекут разрушение помещения – назначить собственнику соразмерный срок для ремонта помещения.

Если собственник после предупреждения продолжает нарушать права и интересы соседей или использовать жилое помещение не по назначению, суд по иску органа местного самоуправления может принять решение о продаже с публичных торгов такого жилого помещения с выплатой собственнику вырученных от продажи средств за вычетом расходов на исполнение судебного решения.

Другим способом борьбы с неплательщиками является выселение нанимателя по договору социального найма. Так, статья 90 Жилищного кодекса РФ устанавливает, что если наниматель и проживающие совместно с ним члены его семьи в течение более 6 месяцев без уважительных причин не вносят плату за жилье и коммунальные услуги, они могут быть выселены в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма.

«Данная статья предусматривает выселение нанимателя и членов его семьи в судебном порядке с предоставлением другого жилого помещения по договору социального найма; требования о благоустройстве данного помещения законодатель не предусматривает, но суды на практике требуют, чтобы жилое помещение было благоустроенным. Да и нет в республике такого жилищного фонда, куда можно было бы переселить неплательщика», – прокомментировал Джабраилов.

Третьей мерой является обращение в суд с исковым заявлением. «Самый распространенный способ борьбы с неплательщиками, но не всегда эффективный. Рассмотрение спора в судах не является исключительной мерой по борьбе с неплательщиками. Положительный эффект достигается только при комплексном подходе», – подчеркнул он.

Среди других способов воздействия: судебный приказ, арест имущества должника и отключение за неплатежи от коммунальной услуги или ограничение в предоставлении таких услуг.

Решение проблемы

Глава Госжилинспекции Дагестана подчеркнул, что каждому потребителю услуг надо знать, что законодательство Российской Федерации не предусматривает бесплатное оказание жилищно-коммунальных услуг.

Али Джабраилов отметил, что вносимая в Госдуму инициатива министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства России об ограничении на регистрацию сделок с жильем, в отношении которого имеется задолженность, своевременна и актуальна. «В средствах массовой информации была озвучена цифра – 1 трлн рублей задолженности по коммунальным платежам в стране. Это огромная сумма, сопоставимая с бюджетом некоторых субъектов страны», – заявил руководитель ведомства.

По его словам, решить проблему с неплатежами за коммунальные услуги можно, если пустить на этот рынок добросовестных предпринимателей со своими платежными системами, например, в торговых комплексах, остановках городского транспорта и других общественных местах.

«Это позволит плательщикам жилищно-коммунальных услуг своевременно производить платежи и обеспечит здоровую конкуренцию подобным службам. При нынешней занятости работающего населения оплату произвести своевременно практически невозможно. Необходимо создать соответствующие условия для оплаты. Пластиковые же банковские карты имеются лишь у некоторой части населения, да и платежных терминалов – ограниченное количество, и находятся они не всегда в удобном для плательщика месте», – отметил главный жилищный инспектор республики.

Джабраилов предлагает создать специальные штабы или комиссии, которые будут контролировать платежную дисциплину на местах. «При выполнении таких мероприятий предприятия жилищно-коммунального хозяйства смогли бы значительно улучшить экономику и, следовательно, в более полном объеме, своевременно выполнять работы текущего и капитального характера, а также предоставления коммунальных услуг надлежащего качества», – добавил он.

Среди других способов борьбы с неплательщиками Али Джабраилов выделил разъяснительные работы среди населения, а также использование различных возможностей оповещения граждан, не противоречащих законодательству. 

Новости раздела