"

Налоговая служба: четверть века на защите экономических интересов страны

Фото:
5035
13 минут
21 ноября исполняется 25 лет Федеральной налоговой службе России. Ровно четверть века назад в нашей стране начала функционировать самостоятельная федеральная структура власти, призванная блюсти экономические интересы государства. Сегодня она завоевала заслуженное уважение и непререкаемый авторитет как среди государственных органов власти, так и общества в целом.

В преддверии юбилея руководитель Управления ФНС России по Республике Дагестан, государственный советник Российской Федерации 2 ранга Умахан Джабраилов рассказал РИА «Дагестан» о результатах деятельности налоговиков республики и о перспективных задачах на будущее.

- Умахан Алхасович, ваша Служба прошла нелегкий путь становления – от закладывания законодательного фундамента для сбора налогов, определения функций налоговых органов до установления принципов администрирования и самосовершенствования. Как правило, контрольную работу налогового ведомства принято оценивать исходя из цифровых показателей. Расскажите, пожалуйста, каких результатов удалось добиться на сегодняшний день налоговым органам республики.

- Налоговыми органами Республики Дагестан только за 2011-2014 годы обеспечен прирост налоговых поступлений в бюджетную систему России на 9 млрд 900 млн рублей, или на 59 процентов. Это притом, что рост валового регионального продукта республики за этот период увеличился всего на 9,3 процента.

Достигнутые показатели среднегодового прироста поступлений налогов и сборов в бюджетную систему за этот период являются одними из высоких среди субъектов Российской Федерации. Общий объем налоговых поступлений, администрируемых ФНС России, составил в 2014 году 26млрд 700 млн рублей, из них доходы консолидированного бюджета республики – 21,5 млрд рублей, что соответственно в 1,6 и 1,5 раза превышает уровень поступлений за 2010 год. 

Высокие темпы поступления налогов и сборов в бюджетную систему, обеспеченные Управлением ФФНС России по РД, позволили почти на 9 процентов увеличить удельный вес собственных доходов в структуре доходов консолидированного бюджета Республики Дагестан. Благодаря полученным дополнительным доходам удалось реализовать «майские» Указы Президента РФ о поэтапном повышении заработных плат учителям, врачам, социальным работникам и другим бюджетникам республики.

- А каковы результаты контрольной работы налоговиков?

- Общая сумма дополнительно начисленных платежей налоговыми органами Республики Дагестан за 2011-2014 годы по результатам контрольной работы составила более 17 млрд 489 млн рублей с ростом по сравнению с 2007-2010 гг. на 18,7%.

Мы проводим тщательный предпроверочный анализ деятельности налогоплательщиков  с использованием всех доступных информационных источников, в том числе и внешних. В отношении предприятий и организаций, в деятельности которых усматриваются признаки налоговых правонарушений, либо применения «схем» минимизации налогов, назначаем выездные налоговые проверки. Иными словами, выездные налоговые проверки проводим адресно, то есть в отношении только тех налогоплательщиков, по которым имеются достаточные основания для предъявления налоговых претензий. А предприятия и организации, добросовестно исполняющие свои обязанности, освобождаем от налоговых проверок.

В силу такого подхода и организации налоговых проверок налоговыми органами достигнута 100% результативность выездных налоговых проверок. Так, за 2011-2014 годы проведено 2 тыс. 704 выездные налоговые проверки, доначисления по которым составили около 12 млрд 854 млн рублей. При снижении количества проведенных выездных проверок более чем на 50% нам удалось достичь рост доначислений на 1,5 млрд рублей. 

При этом объем доначислений на одну результативную выездную налоговую проверку, выявившую нарушения за 2011-2014 годы, в среднем по республике вырос в 2,5 раза и составил 4 млн 600 тыс. рублей.

В результате проведенной налоговыми органами контрольно-аналитической работы за указанный период предприятия и организации (без проведения налоговых проверок) добровольно увеличили свои налоговые обязательства перед государством на общую сумму более 1 млрд 274 млн рублей, что составляет 8,5% от общей суммы доначисленных платежей по результатам камеральных и выездных налоговых проверок.

Особое внимание нами за последние 5 лет уделялось проведению контрольных мероприятий по вопросу обоснованности налоговых вычетов и возмещения налога на добавленную стоимость из федерального бюджета. Так, проведенными за указанный период проверками признано необоснованным предъявление налогоплательщиками к возмещению НДС на сумму около 5 млрд 377 млн рублей. Рост к 2007-2010 годам составил 1 млрд 386 млн рублей. 

- Скажите, пожалуйста, правоохранительные органы содействуют в вашей работе.

- Безусловно, вышеперечисленных результатов мы достигли, в том числе благодаря слаженной совместной работе со спецслужбами и с правоохранительными органами.  Только за последние четыре года совместно с органами внутренних дел проведено 260 выездных налоговых проверок, по результатам которых доначислено платежей на общую сумму около 6 млрд 699 млн рублей (рост составил  2,1 раза).  Результативность одной совместной проверки составила около 26 млн рублей с ростом к аналогичному периоду в 4,4 раза. 

По итогам проведенных контрольных мероприятий налоговыми органами направлено в следственные органы 240 материалов на общую сумму неуплаченных налогов 11 млрд 351 млн рублей. В 128 случаях возбуждены уголовные дела на сумму 5 млрд 388 млн рублей.

- В Дагестане за последние несколько лет реализуется приоритетный проект развития РД «Обеление экономики». Расскажите, пожалуйста, какую лепту вносят налоговики республики в «обеление» дагестанской экономики.

- Не без гордости могу сказать, что на сегодняшний день полностью приостановлено и прекращено незаконное возмещение из бюджета налога на добавленную стоимость. В 2014 году в сравнении с 2010 годом поступление налога на добавленную стоимость выросло в 5 раз (по РФ – в 1,2 раза) – с 439 млн рублей до 2 млрд 122 млн рублей. Или другой пример. 

По состоянию на начало этого в сравнении с аналогичным периодом 2011 года, увеличилась сумма уменьшенного налогоплательщиками убытка более чем в 22 раза и составила 3 млрд 779 млн. рублей (по РФ – рост в 1,8 раза; по СКФО – рост в 3 раза). Нами также проделана огромная работа по легализации налоговой базы и увеличению поступлений налогов в разных сферах деятельности. К примеру, достигнут рост поступлений налогов от строительного бизнеса – в 2011 году общая сумма поступлений налогов составила 748 млн рублей (43% от начисленных к уплате сумм), а в 2014 году данный показатель составил свыше 1 млрд 416 млн рублей (90,5% от начисленных сумм). При этом рост поступлений в прошлом году по отношению к 2011 году составил более 189 процентов.

В этом большая заслуга созданных в налоговых инспекциях комиссий, куда приглашаются налогоплательщики с низкой налоговой нагрузкой для предложения добровольного пересмотра ими своих обязательств. В результате в 2014 – 2015 годах налогоплательщики откорректировали свои налоговые обязательства и дополнительно уплатили в бюджет 25,5 млн рублей.

- А какая работа ведется с фирмами-«однодневками»? 

- В своей работе мы особое внимание уделяем борьбе с ними, ведь, как известно, они занимаются незаконным обналичиванием и отмыванием денежных средств. У нас есть совместный с правоохранительными органами План мероприятий в этом направлении, реализация которого позволила только в 2012-2013 годах выявить 437 организаций – участников схем по обналичиванию денежных средств и вынести более 900 решений о приостановлении операций по счетам налогоплательщиков. В правоохранительные органы направлены материалы в отношении 97 организаций, осуществлявших сомнительные финансовые операции, на руководителей 56 организаций возбуждены уголовные дела.

Неплохие результаты этой работы мы наблюдаем и за последние два года: было выявлено 56 организаций, обладающих признаками фирм-«однодневок», по отношению к которым в правоохранительные органы направлены соответствующие материалы. Кроме того, ряд организаций представили уточненные налоговые декларации и  уплатили налоги в сумме 12 млн рублей. В итоге десятикратно уменьшилось количество фирм-«однодневок» и проводимых ими незаконных финансовых операций.

- Как исполняют свой гражданский долг по уплате налогов граждане республики?

- Имущественные налоги с физических лиц являются одним из источников, пополняющих бюджеты поселений муниципальных образований. И именно за счет бюджетных средств жители республики получают все социальные гарантии. Но, к сожалению, существуют проблемы по собираемости этих налогов. Наша задача заключается в том, чтобы найти решение данной проблемы, обозначить основные направления деятельности, чтобы имущественные налоги стали серьезным подспорьем для региональных и местных бюджетов. 

Хотел бы отметить, что эффективность собираемости имущественных налогов зависит от качества информационных баз данных, сознательности граждан-налогоплательщиков, а также работы почтовых отделений по вручению налоговых уведомлений. 
По действующему налоговому законодательству Российской Федерации налоговые органы исчисляют имущественные налоги, т.е. выполняют функцию "калькулятора", так как вся информация по объекту и правообладателю поступает в Налоговую службу из соответствующих регистрирующих органов. В основном это ГИБДД, Росреестр, миграционная служба. Поэтому Налоговая служба не является первоисточником этих сведений.

Способствовать и напоминать гражданам о необходимости добровольной уплаты имущественных налогов также помогает очень активная информационная кампания, проводимая силами налоговиков. В практику уже вошли такие мероприятия, как День открытых дверей, работа мобильных офисов в отдаленных районах республики, проведение комиссий по урегулированию задолженности. К сожалению, нужно констатировать факт, что в республике только 40% муниципалитетов принимает активное участие в информировании граждан по имущественным налогам.

Статистические показатели по имущественным налогам  демонстрируют стабильную положительную динамику: поступления по ним с физических лиц за 2012 год составили около 888 млн рублей, за 2013 год – 996 млн рублей, за 2014 год – свыше 1 млрд 191 млн рублей, а за 10 месяцев 2015 года – более 934 млн рублей.

В текущем году кампания по массовому расчету имущественных налогов физическим лицам – владельцам недвижимого имущества и транспортных средств и рассылке им налоговых уведомлений коснулась более 450 тысяч налогоплательщиков. При такой огромной работе, которую Налоговая служба проводит по администрированию имущественных налогов, в республике наблюдается и рост задолженности по этим налогам. 

Проблемы, возникающие при администрировании региональных и местных налогов, присущи всем регионам России. И везде ведется поиск оптимальных путей их решения, основа которых – конструктивное взаимодействие налоговых органов с органами исполнительной власти и местного самоуправления. 

- А какие налоги в нашей республике являются наиболее налогоемкими?

- Бюджетообразующие налоги составляют 89,4% общего объема поступлений в бюджет Республики Дагестан. Более половины приходится на налог на доходы физических лиц (54,3%), налог на прибыль (13,7%), налог на имущество организаций (13,1%), акцизы на алкогольную продукцию (8,3 процента).

- Умахан Алхасович, насколько в нашей республике актуальна проблема взыскания налоговой задолженности? Как вообще обстоят дела с недоимкой?

- Совокупная задолженность в бюджетную систему Российской Федерации на начала этого года составила более 18 млрд 567 млн рублей, из которых более 12 млрд 440 млн рублей составляет задолженность по налогам и сборам. Основными причинами образования недоимок являются общий спад производства, нарастание платежного кризиса, низкая покупательная способность, нежелание уплачивать законно установленные налоги и сборы, уход, уклонение от налогообложения.

В результате принятых налоговыми органами Республики Дагестан комплекса мер принудительного взыскания за истекший период текущего года обеспечено погашение задолженности на сумму свыше 2 млрд рублей, что составляет свыше 116% показателя аналогичного периода прошлого года.

Эффективность погашения задолженности на всех стадиях взыскания, включая процедуры банкротства, за период с 2011 по 2015 год выросла с 10 до 60 %.

- Неотъемлемой частью взыскания задолженности является инициирование процедур банкротства в отношении предприятий и граждан, имеющих задолженность перед Российской Федерацией. Какова ситуация в республике в этом отношении?

- В процедурах банкротства, по данным на начало текущего года, находится 91 должник, общая сумма задолженности которых перед РФ составила более 10 млрд 595 млн рублей, из которых по обязательным платежам –10 млрд 480 млн рублей, по денежным обязательствам – около 115 млн рублей. При этом свыше 52% совокупной задолженности приходится на организации, находящиеся в процедурах банкротства.

- Не могли бы назвать самых крупных должников?

- Наибольшая задолженность по налогам и сборам приходится на такие предприятия, как ООО «ЛВЗ Кизляр» (более 6 млрд 142 млн рублей),ОАО «ВСУ-529» (898 млн рублей), ООО «Кизлярский КК» (368 млн рублей), ООО «Волга-Урал» (201 млн рублей). Все они признаны банкротами, и сегодня в отношении них введено конкурсное производство.

Считаю необходимым отметить тот факт, что для реализации общероссийской программы импортозамещения ОАО «Завод Дагдизель» предоставлена отсрочка уплаты налогов, пени и штрафов на сумму 432 млн рублей, что составляет 2,3% от совокупной задолженности.

- Как выглядят сегодня налоговые органы республики в плане внедрения инновационных технологий?

- Федеральная налоговая служба стремится соответствовать современным экономическим вызовам и условиям ведения бизнеса. Одним из важных шагов в этом направлении является проект комплексной модернизации налоговых органов «АИС-Налог-3», предполагающей комплексное использование накопленной в ФНС России информации путем создания механизмов ее интеграции на основе консолидации баз данных федерального и регионального уровня. Рутинные функции будут переданы в созданное федеральное казенное учреждение «Налог-Сервис». 

ФНС России поставила перед собой задачу создания новой автоматизированной системы, в которой все данные налогового администрирования хранятся и обрабатываются в единой централизованной базе данных – федеральном хранилище на базе федеральных центров обработки данных. 

Концепцией предусмотрены технологическая трансформация системы налогового администрирования и переход от децентрализованной инфраструктуры к централизованной на базе центров обработки данных федерального уровня с использованием «облачных» технологий. В результате значительно повысятся качество и оперативностьобработки налоговой информации, доступность для анализа и контроля полной информации по всем налогоплательщикам и всем направлениям деятельности Службы в любой момент времени.

Федеральная налоговая служба уже ввела в промышленную эксплуатацию программное обеспечение подсистем и компонентов АИС «Налог-3» в рамках первого функционального блока в составе подсистем. 

На очереди – второй функциональный блок по администрированию имущественных налогов физических лиц. Внедрение этого блока позволит формировать единое налоговое уведомление по всем объектам на территории России, автоматически идентифицировать объекты собственности, централизованно обрабатывать и хранить информацию о платежах налогоплательщиков, поступающую из Федерального казначейства и Сбербанка России. Введение второго блока намечено на конец 2015 года.

Уже переданы функции централизованной печати и массовой рассылки налоговых документов, подготовки, обработки и ввода данных и архивного хранения документов налогового администрирования. В отдельных регионах проведены пилотные проекты по апробации модели централизованной обработки документов. 

Внедрение «АИС-Налог-3» позволит увеличить эффективность налогового администрирования, минимизировать ошибки в налоговых уведомлениях, повысить качество предоставления электронных услуг  и расширить их спектр.

- Работа в Налоговой службе всегда считалась престижной. Каковы условия трудоустройства на работу в налоговые органы?

- Наша Служба, действительно, одно из прогрессивных ведомств в системе государственного управления. Мы одни из первых внедряем современные технологии, осваиваем новые направления работы. Престиж налоговых органов во многом зависит и от кадрового состава.

При приеме на работу принимаются во внимание как профессиональные, так и человеческие качества. Выражаясь точнее, на гражданскую службу вправе поступать любой гражданин Российской Федерации, достигший 18-летнего возраста, владеющий государственным языком и соответствующий квалификационным требованиям к должностям гражданской службы. В их число входят требования к уровню образования, стажу, профессиональным знаниям и навыкам, необходимым для исполнения должностных обязанностей.

При трудоустройстве в аппарат Управления отдается предпочтение опытным работникам из наших подведомственных инспекций. Вместе с тем проводится работа по формированию кадрового резерва при проведении конкурсных отборов и привлечению молодых специалистов, проявивших себя во время прохождения преддипломной практики.   

- И последнее. Ваши пожелания коллегам в связи с предстоящим юбилеем Службы.

- Федеральной налоговой службе, которая создавалась еще в Советском Союзе, исполняется 25 лет. Я хочу от всей души поблагодарить всех налоговиков-ветеранов, а также тех сотрудников, которые в нелегкое для страны время делали и делают Налоговую службу современной и технологичной. Хочу пожелать им всего самого доброго и еще раз напомнить, что главная наша задача – не только контроль за соблюдением налогового законодательства, но и помощь налогоплательщикам, чтобы наши граждане могли платить налоги удобно, комфортно и вовремя. 

Новости раздела