"

Имран Гусейнов: «К вопросу введения частной собственности на землю необходимо подойти крайне взвешенно, учитывая интересы населения»

Фото:
4707
6 минут
Сегодня перед современным сельским хозяйством встает серьезный вопрос – эффективное использование земельных ресурсов. Особенно он важен сейчас, когда страна в условиях продовольственного эмбарго заявила о необходимости заняться импортозамещением.
 
Кроме того, эффективность использования земельных угодий становится одной из важнейших проблем, учитывая нарастающие процессы урбанизации и рост потребностей населения в продовольствии.
 
О необходимости эффективного использования имеющихся земельных угодий говорит в своем Послании Президент государства Владимир Путин, на это нацеливает жителей республики и Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов.
 
Как известно, общая площадь сельскохозяйственных угодий в Дагестане составляет свыше 3 млн 245 тыс. гектаров, из которых 471,8 тыс. га – пашня, площадь орошаемых земель – 392 тыс. га или 12% от общей площади сельхозугодий. По мнению специалистов, существующий земельный потенциал сельскохозяйственных угодий Дагестана при условии их эффективного использования может в полной мере обеспечить продовольственную безопасность и значительно повысить уровень жизни на селе. Для этого, полагают они, необходимо провести в регионе земельную реформу. О том, какая работа проводится в этом направлении в беседе с корреспондентом РИА «Дагестан» рассказал министр по управлению государственным имуществом республики Имран Гусейнов.
 
– Имран Садыкович, Глава Дагестана поручил в течение нескольких месяцев проработать механизмы введения частной собственности на землю. Насколько мне известно, Мингосимуществом проводится определенная работа в этом направлении. Не могли бы вы рассказать об этом подробнее?
 
– Действительно, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов поручил разобраться с вопросом введения частной собственности на землю сельскохозяйственного назначения. В этом направлении министерством по управлению государственным имуществом Республики Дагестан уже начата определенная работа. Учитывая, что это очень сложный и важный вопрос, нами были изучены нормативно-правовые документы и опыт Воронежской, Саратовской и Московской областей, где уже введена частная собственность на земли сельхозназначения. При этом мы уделяли особое внимание региональным особенностям. В частности, это площади приватизируемого земельного участка (максимальная, минимальная), установление цены приватизируемого участка (от кадастровой стоимости или рыночной), в том числе при приватизации участка добросовестным арендатором, пользователем и владельцем земли (ранее приобретенные права). Немаловажная роль отводится и составлению реестра земель, выведенных из оборота, то есть неподлежащих приватизации, а также резервированию земель для государственных, муниципальных и общественных нужд и т.д.
 
При этом необходимо отметить, что у каждого субъекта свои особенности. К примеру, в Саратовской области законодательно установлен перечень особо ценных земель, в том числе имеющих кадастровую стоимость более чем на 50% больше от средней по району. А в Московской области установлен перечень особо ценных земель, в том числе имеющих кадастровую стоимость более чем на 10% больше от средней по району. В Воронежской области установлен запрет на дробление специализированных хозяйств, а в Саратовской области для участков с оросительной системой минимальный размер формируемого участка установлен 400 га. В Московской области на искусственно орошаемых землях минимальный размер формируемого участка установлен площадью 40 гектаров.
Учитывая все эти особенности, нам необходимо выработать свой механизм введения частной собственности на землю сельхозназначения.
 
– Насколько известно, Мингосимущество Дагестана уже разрабатывает Программу земельной реформы. Что планируется в ней прописать?
 
– Да, нами такая Программа разрабатывается. В ней должны быть прописаны в первую очередь особенности проведения данной реформы на землях сельскохозяйственного назначения. Она должна базироваться на принципах оптимального сочетания публично-правовых и частноправовых начал в регулировании земельных отношений, учета экономического, социального и экологического значения земель сельскохозяйственного назначения.
 
– Земельные отношения всегда были довольно болезненным вопросом для нашей республики. Очень часто мы сталкиваемся с конфликтами, когда споры возникают по землям различных граничащих между собой муниципальных образований и т.д.  Как Вы думаете, в этой ситуации можно ли надеяться на то, что земельная реформа пройдет безболезненно для Дагестана?
 
– Ни для кого не секрет, что земельные отношения, земельно-правовой вопрос – это сложные вопросы, особенно для нашей республики. Поэтому к вопросу введения частной собственности на землю необходимо подойти крайне взвешенно, нужно досконально изучить опыт других субъектов, положительные и отрицательные моменты, особенности того или иного региона, основные направления, историю вопроса, проблемы, организационно-экономические и правовые основы и механизмы реализации. И это все должно быть преподнесено на доступном для основной массы населения языке, чтобы граждане понимали, что делается, для чего делается и как делается.
 
Нам необходимо довести до населения, что земельные реформы в республике проводятся с целью изменения и совершенствования земельных отношений, для организации эффективного землепользования, направленного на создание условий для равноправного развития различных форм хозяйствования на земле, развития оборота земель, рационального использования и охраны земель.
 
– На Ваш взгляд, введение частной собственности на землю – это объективная необходимость? Республика готова к подобным переменам?
 
Еще раз повторюсь: учитывая сложность и важность намечаемых преобразований, в первую очередь необходимо провести разъяснительную работу с населением. В частности, надо вовлекать гражданское общество в подготовку и проведение земельных преобразований в республике. Причем проводить все эти процессы необходимо открыто и гласно. Нужно проводить круглые столы по вопросу введения частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения, в том числе с рассмотрением поэтапного решения этого вопроса, с привлечением общественных организаций, политических партий, ученых и средств массовой информации. Кроме того, через средства массовой информации нужно доводить до людей все плюсы данной реформы.
 
– В чем, по Вашему мнению, плюсы и минусы проведения земельной реформы?
 
– Естественно, у частной собственности на землю есть как свои плюсы, так и минусы. Приватизация земли – это необходимое условие развития ипотечного кредитования, системы крестьянских и земельных банков. А это мощный рычаг привлечения инвестиций в аграрный сектор экономики. Но, вместе с тем, могут возникнуть вопросы наследуемых земель, многие начнут претендовать на них, что повлечет споры и конфликты. В этой ситуации необходимостью и одним из условий дальнейшего позитивного социально-экономического развития республики становится реформирование земельных отношений на основе системно выстроенных принципов, целевых ориентиров и конкретных задач. Среди основных из них является постепенный поэтапный, регулируемый законодательством Республики Дагестан, переход на практику свободного рыночного оборота земель сельскохозяйственного назначения. При этом необходимо максимально учесть интересы населения, проживающего на данной территории (принцип оседлости), и добросовестных землепользователей, землевладельцев и арендаторов.
 
Также необходимо определить механизм приобретения земельных участков жителями за плату или бесплатно (в каких случаях приобретается бесплатно), определиться с принципом формирования цены за землю (от кадастровой или от рыночной стоимости), рассмотреть вопрос дальнейшего использования деградированных земель и т.д. Все эти вопросы и положительный опыт других субъектов должны быть учтены для того, чтобы не были ущемлены интересы граждан республики, с целью исключить конфликты, споры и другие негативные проявления.
 
Для сведения хочу сообщить, что в соответствии с пунктом 4 статьи 1 Федерального закона от 24 июля 2002 года №101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» земли отгонного животноводства не подлежат приватизации, то есть выведены из оборота и не могут быть переданы в частную собственность.
 
– В какие сроки планируется провести земельную реформу?
 

– Данный вопрос мы планируем рассмотреть на заседании Совета по развитию АПК при Главе Республики Дагестан. Если проект программы получит поддержку, то в течение пяти лет, то есть к 2020 году, будут проведены преобразования с введением частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.

Новости раздела