"

Экономика Дагестана: основные события уходящего года

Фото:
4423
15 минут
Очередной год подходит к концу. А в завершение года принято подводить итоги, анализировать происходящие в течение года события, разбирать ошибки и ставить задачи на будущий год.

Стоит отметить, что уходящий год в плане развития экономики был довольно плодотворным и насыщенным. Как отмечают в руководстве республики, основные поставленные задачи на этот год выполнены, хотя негативное влияние в целом на экономику оказал финансово-экономический кризис. При этом региональные власти констатируют: экономическая ситуация в республике в настоящее время остается одной из лучших в СКФО, не говоря уже о глубинке России и ряде регионов страны.

В канун Нового года попытаемся вспомнить основные экономические достижения и упущения этого года.

Принята отдельная программа развития по Дагестану

В числе наиболее значимых событий этого года, пожалуй, можно назвать принятие постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития РД» и подпрограммы «Социально-экономического развития Республики Дагестан на 2016-2025 годы» в рамках  государственной программы Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа на период до 2025 года».

Напомним, что данному событию предшествовала огромная кропотливая работа всего кабинета министров Дагестана.

В конце декабря 2014 года Правительство Российской Федерации приняло постановление «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан».  Позже, во время встречи 13 августа 2015 года  с Президентом Российской Федерации Владимиром Путиным, Глава Дагестана Рамазан Абдулатипова обозначил необходимость принятия Правительством Российской Федерации отдельного документа по  Дагестану.

После этой встречи Правительством России принято постановление от 28 августа 2015 года «О внесении изменений в государственную программу Российской Федерации «Развитие Северо-Кавказского федерального округа» на период до 2025 года». Этим постановлением  утверждена отдельная подпрограмма развития Дагестана  в рамках госпрограммы развития Северного Кавказа  на период до 2025 года.

По словам вице-премьера – министра экономики и территориального развития РД Раюдин Юсуфова, подпрограмма является логическим продолжением и одним из инструментов реализации Постановления Правительства РФ «О первоочередных мерах по обеспечению опережающего развития Республики Дагестан». Ее главной целью является повышение благосостояния населения и снижение уровня бедности на основе динамичного и устойчивого экономического роста.

Общий объем средств, предусмотренных на финансирование мероприятий подпрограммы, составит 137 млрд 195 млн рублей.

Данным Постановлением предусмотрены вопросы завершения переселения лакского населения Новолакского района и восстановления Ауховского района, строительства Гоцатлинской ГЭС, поддержки агропромышленного производства, в том числе стимулирования импортозамещения, развития рыбохозяйственного комплекса, увеличения гособоронзаказа, размещаемого на предприятиях республики, поддержки малого и среднего предпринимательства, строительства детских садов, развития туристской особой экономической зоны.

В подпрограмме предусмотрено 10 направлений, требующих приоритетного внимания и поддержки федерального центра: развитие промышленности, электроэнергетики,  транспортно-логистического комплекса,  агропромышленного комплекса, мероприятия по развитию систем жизнеобеспечения населения, газификации муниципальных образований, реконструкции и строительству учреждений общего и дошкольного образования и многое другое.

«Антикризисные» меры

В рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации и распоряжением Главы республики Рамазана Абдулатипова в Дагестане в этом году создана «антикризисная» комиссия под руководством председателя Правительства Абдусамада Гамидова. Создана межведомственная рабочая группа под руководством вице-премьера Раюдина Юсуфова. Утверждены аналогические «антикризисные» планы и по региону.В настоящее время «антикризисные» комиссии работают во всех 52 муниципальных образованиях.

По словам Юсуфова, Правительством республики оказывается содействие муниципальным образованиям в формировании адаптированных к конкретным территориям приоритетных проектов развития. Предусмотрены меры по выявлению и продвижению собственных резервов, способствующих созданию новых технологий и конкурентной продукции. Основная их часть содержится в утвержденных планах мероприятий по содействию импортозамещению в промышленности и агропромышленном комплексе.

«Многие крупные предприятия активно включились в эту работу и сформировали портфель заказов, превышающий прошлогодний уровень», - добавил Юсуфов.

В Плане мероприятий по импортозамещению были обозначены меры по поддержке несырьевого экспорта, созданию в республике условий для организации производства продукции и комплектующих, в том числе на предприятиях оборонно-промышленного комплекса республики, обеспечению продовольственной безопасности.

Для оказания необходимого содействия в реализации  инвестиционных проектов и решении проблемных вопросов за каждым крупным промышленным предприятием закреплены должностные лица на уровне заместителей председателя Правительства Республики Дагестан и министров. Аналогично, за каждым муниципальным образованием закреплены ответственные в ранге не ниже министра.

За последние несколько лет в республике стали уделять особое внимание развитию агропромышленного комплекса. Разработан даже отдельно приоритетный проект развития РД «Эффективный АПК».

В результате проделанной работы аграрный сектор республики сегодня демонстрирует устойчивую динамику роста. Так, объем производства валовой продукции сельского хозяйства во всех категориях хозяйств в минувшем году составил 86,5 млрд рублей при индексе производства более 108%.

Учитывая огромную роль сельского хозяйства в импортозамещении, руководством страны принято решение о поддержке агросектора. 

Планом предусмотрено принятие мер по вовлечению в оборот до 50 тыс. га неиспользуемой пашни. «В этой связи необходимо обратить внимание, что сложившиеся к настоящему времени в республике механизмы владения и распоряжения землей сельскохозяйственного назначения, в значительной степени ограничивают ее эффективное использование.

Вопрос необходимости земельной реформы и введения института частной собственности на землю исключительно сложный, требующий осмысления и тщательной проработки. В связи с чем в плане предусмотрена подготовка, с учетом опыта регионов Российской Федерации, предложений по введению частной собственности на земли сельскохозяйственного назначения.  

Оптимизация расходов

В связи со сложившейся финансово-экономической ситуацией в стране возникла необходимость немного «затянуть пояса», более эффективно и экономно тратить государственные деньги. Были изменены бюджетная и налоговая политики. На федеральном уровне были приняты ряд мер по сокращению бюджетных расходов и корректировке бюджетных приоритетов.

В рамках реализации мер по снижению расходов в республике были сокращены расходы республиканского бюджета на 499 млн рублей, из них по республиканской инвестиционной программе – на 140,5 млн. рублей.

Позже парламентарии внесли дополнительные изменения в бюджет республики, которые предусматривали  снижение заработной платы государственным служащим, начиная от первых лиц республики, на 10%. Экономия от этого должна составить порядка 180 млн рублей. Эти средства планируется направить на субсидии ЖКХ для малоимущих слоев населения.

Кроме того, в соответствии с указом Главы республики реализуются мероприятия по оптимизации численности государственных гражданских служащих. Предусматривается поэтапное сокращение  их численности в 2015-2016 годах по 5 процентов ежегодно.

Также в этом году проводилась работа по инвентаризации сети государственных учреждений, оптимизация их численности, введены ограничения на приобретение служебных автомобилей и проведение капитальных ремонтов административных помещений органами исполнительной власти и местного самоуправления, государственными и муниципальными учреждениями.

В ходе проведенной работы в республике было ликвидировано 8 государственных учреждений и еще 50 – реорганизовано. Кроме того,  сокращено 107 работников в органах исполнительной власти и 343 - в администрациях муниципальных образования РД.

В Стратегию социально-экономического развития РД до 2025 года внесены коррективы

В уходящем году также были внесены коррективы в Стратегию социально-экономического развития Республики Дагестан до 2015 года.

Данный документ был скорректирован с учетом итогов первого этапа  реализации, ФЗ «О стратегическом планировании в Российской Федерации», целевых показателей, установленных «майскими» указами Президента России и др.

Реализация Стратегии будет проходить в четыре этапа. Уже сейчас можно отметить некоторые итоги реализации первого этапа: 2011-2015 годы.

За 2013-2014 годы промышленное производство республики выросло в 1,5 раза, а за 11 месяцев текущего года его рост составил 119 процентов – это при том, что в целом по Российской Федерации наблюдается спад на 3,2 процента.

Заработали новые институты развития. С 2013 года в республике функционирует новый вид управления развитием Дагестана – приоритетные проекты развития, которые доказали свою эффективность. Создан институт уполномоченного по защите прав предпринимателей в республике. Внедрен стандарт по обеспечению благоприятного инвестиционного климата.

Каспийск и Дагогни – в числе монопрофильных городов

Еще одно достижение этого года: включение двух дагестанских городов – Каспийск и Дагогни –  в список многопрофильных городов. В Дагестане создана Дирекция по реконструкции и модернизации объектов инженерной и транспортной инфраструктуры моногородов.

Каспийск, в частности признан моногородом категории 1 - Монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногорода) с наиболее сложным социально – экономическим положением, в том числе во взаимосвязи с проблемами функционирования градообразующих организаций»).

В настоящее время, как говорят в Минэкономразвития РД, социально – экономическая ситуация в моногороде Каспийске определяется высокой зависимостью от предприятий градообразующей отрасли.

Машиностроение является главной отраслью специализации экономики города и во многом определяет его социально – экономическое положение. Отрасль представлена двумя крупными предприятиями: ОАО «Завод «Дагдизель»  и ОАО «Каспийский завод точной механики» («КЗТМ»).

Другой город – Дагестанские Огни – получил категорию 2 - «Монопрофильное муниципальное образование Российской Федерации (моногорода), в которых имеются риски ухудшения социально – экономического положения».

Основным градообразующим предприятием моногорода Дагестанские Огни является ООО «ДагестанСтеклоТара», которое специализируется на выпуске консервной стеклотары, стеклобутылок и банок для пищевых продуктов.

По мнению специалистов, вывести дагестанские  моногорода из социально-экономической депрессии можно лишь одним способом - диверсифицировать экономику, или, образно говоря, перевести в формат нового, инновационного управления.

Правительство РД намерено подключить к решению этой проблемы представителей малого и среднего бизнеса. На градообразующем предприятии следует провести преобразования с целью повышения эффективности производства и создания дополнительных рабочих мест - если, конечно, «эта продукция конкурентоспособна».

Впервые значительное внимание уделено малому бизнесу

В текущем году в Дагестане впервые  значительный акцент сделан на развитие малого предпринимательства. Для поддержки экономической активности малого и среднего предпринимательства в республике было внесено несколько изменений в законодательство. Так, изменения вносятся в Закон РД «О ставке налога при применении упрощенной системы налогообложения» и статью 2 Закона РД «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан».

Налоговую ставку в размере нуль процентов планируется установить для налогоплательщиков – индивидуальных предпринимателей, впервые зарегистрированных после 1 января 2016 года, применяющих упрощенную систему налогообложения и осуществляющих предпринимательскую деятельность в производственной, социальной и научной сферах.

Предполагается, что данные меры позволят поддержать экономическую активность малого и среднего предпринимательства, сохранить имеющиеся и создать новые рабочие места, а также легализовать бизнес предпринимателей, занимающихся предпринимательской деятельностью без постановки на налоговый учет.

Также разработан проект закона РД «О внесении изменений в закон РД «О применении патентной системы налогообложения индивидуальными предпринимателями в Республике Дагестан», предусматривающий расширение перечня видов деятельности с 47 до 63, в отношении которых возможно применение патентной системы налогообложения.

На высоком уровне проведен 2000-летний юбилей Дербента

В текущем году в республике были проведены мероприятия по празднованию юбилея 2000-летия города Дербента. В преддверии празднования совместно с федеральными органами исполнительной власти республикой проведена  огромная работа по организации и празднованию юбилея города.

В результате проведенной работы  Президентом Российской Федерации Владимиром Владимировичем Путиным подписан Указ о праздновании в 2015 году 2000-летия основания города Дербента.

Принятие решения о праздновании юбилея города Дербента - это свидетельство признания культурного и исторического наследия дагестанского народа, архитектурной и эстетической ценности уникального национального достояния всей России - музейного комплекса «Нарын-Кала», являющегося неотъемлемой частью мировой цивилизации.

Правительством Российской Федерации был утвержден «План основных мероприятий, связанных с подготовкой и проведением в 2015 году 2000-летия основания города Дербента Республики Дагестан».

В рамках данного плана проведены реставрационные работы на крепости Нарын-Кала, реконструированы 14 улиц, четыре парка, построены школа и насосная станция Кырхляр.

Определенная работа проведена по решению городских проблем за счет внебюджетных источников финансирования. Активное участие в подготовке города к юбилею приняли ряд крупных компаний ОАО «Группа «Сумма», ОАО «Рычал-Су», ОАО «Дербентский завод игристых вин», ОАО «Дербентский коньячный комбинат», Фонда имени Ахмата хаджи Кадырова, ООО «Ата Холдинг РУС» Азербайджанской Республики.

Восстановлен домик Петра 1, проведена реконструкция площади «Свободы» и воинских захоронений на «Братском кладбище», произведена реконструкция улицы Гилядова, Горького, ул.Тагиева.

ОАО «Российские железные дороги» проведена реконструкция здания железнодорожного вокзала.

Азербайджанской Республикой реконструирована ул. Советская (г.Алиева), проведены работы по приведению в надлежащее состояние фасадов прилегающих зданий и дворовых территорий, в том числе произведена реконструкция школы-интерната № 6.

Республиканскими министерствами, ведомствами проведены ремонтные работы в подведомственных учреждениях, в том числе объектов здравоохранения, образования.

За счет средств Фонда содействия реформированию ЖКХ в г. Дербенте ликвидированы 6 аварийных домов (4,57 тыс.кв.м), в которых проживает 315 человек (97 семей). Проведен капитальный ремонт в двух многоквартирных домах общей площадью 11,2 тыс. кв.м., в которых проживают 600 человек.

Важнейшим событием для дербентцев и всех жителей республики стало открытие в г. Дербенте Музея мировых культур и религий.

Одними из последних мероприятий текущего года посвященных празднованию юбилея г.Дербента стали выставка «Дербент, Дагестан, Россия» в Государственном историческом музее на Красной площади в Москве (3 по 5 ноября), а также Дни Дагестана, которые прошли с 14 по 17 декабря в штаб-квартире Организации Объединенных Наций.

Но на этом мероприятия по празднованию юбилея г. Дербента не завершаются. В соответствии с поручением Президента Российской Федерации мероприятия по празднованию юбилея г.Дербента будут продлены до 2018 года.

Также Минэкономразвитием РД подготовлен и внесен в Правительство РД проекта закона Республики Дагестан «О государственной поддержке развития городского образования «город Дербент».

Легализация «теневой экономики»

Одним из важнейших условий выполнения Стратегии была определена легализация «теневой» экономики. Эти меры проводятся в рамках приоритетного проекта «Обеление экономики». Только за 11 месяцев текущего года выявлены 5332 субъекта, осуществляющие предпринимательскую деятельность без регистрации, из них поставлены на учет 2,7 тыс. субъектов, что составляет свыше 51 процента от выявленных.

В рамках работы по снижению неформальной занятости выявлено 39 тыс. работников и индивидуальных предпринимателей, осуществляющих трудовую деятельность без оформления трудовых отношений и без постановки на учет, из которых с 19,8 тысячи заключены трудовые договоры.

Принят бездефицитный бюджет

Впервые за последние несколько лет бюджет Дагестана на будущий год прогнозируется бездефицитным.

По словам регионального министра финансов Билала Джахбарова, главный финансовый документ на будущий год подготовлен в программном формате, при этом было решено отойти от формирования бюджета на три года, сосредоточив все силы на подготовку качественного документа на один год.

Джахбаров сообщил, что основные характеристики республиканского бюджета на 2016 определены исходя из прогнозируемого объема валового регионального продукта в размере свыше 609 млрд рублей.  При этом общий объем доходов запланирован в размере более 81 млрд 518 млн рублей. Объем расходов в бюджете будущего года прогнозируется на том же уровне, что и доходов. Таким образом дефицит бюджета должен составить 0,0 тыс. рублей. При этом верхний предел государственного внутреннего долга Республики Дагестан на первое января 2017 года запланирован в сумме свыше 16 млрд рублей.

Как отметил Раюдин Юсуфов, в бюджете на 2016 год на инвестиции объектов социальной сферы, ввиду сложного экономического положения заложено всего 3 млрд рублей. «В будущем году мы сможем строить только те объекты, которые софинансируются из федерального бюджета», – отметил он, сообщив при этом, что более 140 объектов не будут финансированы.

По его словам, за последние несколько лет в республике отошли от практики, когда начинают строить объекты, которые потом становятся долгостроями. «Если мы начинаем строить объект, то завершаем его в течение 2-3 лет», – заявил Юсуфов.

Дагестан занял 22 место в рейтинге качества осуществления ОРВ в субъектах РФ

В Дагестане только два года прошло с тех пор, как нормотворческий процесс в республике осуществляется с участием предпринимательского сообщества. За короткий период удалось добиться того, что из 85 оцениваемых регионов Республики Дагестан заняла 22 место, улучшив свои показатели на 2 позиции. Отметим, что если в предыдущие годы Дагестан находился в одном ряду с регионами «хорошего» уровня осуществления ОРВ, то в 2015 годы нам удалось вырваться в «высший уровень» регионов по результатам проведения ОРВ.

Данный институт доказал свою эффективность в республике: за год подготовлено около 60 заключений об ОРВ в отношении принимаемых проектов актов, более трети из которых отрицательные, то есть в трети законов и решений Правительства РД, прошедших ОРВ, выявлены избыточные и затратные требования для бизнеса.

Хотелось бы отметить, что отдельные подготовленные Минэкономразвития РД заключения об ОРВ признаны как «лучшие практики» и размещены на едином федеральном источнике информации об институте ОРВ в России – интернет-портале «Информационная система для методической поддержки и сбора лучших практик оценки регулирующего воздействия».

Благодаря процедуре ОРВ проектов актов и экспертизе НПА оптимизировано 89 млн.рублей республиканского бюджета (те затраты, которые удалось не допустить), устранены возможные издержки предпринимателей.

Итоги

Уходящий год был крайне сложным как для страны, так и для республики в частности. Нам пришлось адаптироваться к сложных финансово-экономических условиям, в которых оказалась Россия. В свете введенных санкций пришлось принимать «антикризисные» меры, которые должны помочь сохранить стабильность в стране.

Как известно, «антикризисные» меры приняты и реализуются на всех уровнях: федеральном, региональном и муниципальном. Республика активно включилась в этот процесс: это и оптимизация бюджетных расходов, ликвидация и реорганизация неэффективных государственных и унитарных предприятий, и направление бюджетных средств на развитие реального сектора экономики, и реализация планов импортозамещения, и оказание содействия малому бизнесу.

Конечно же, результаты этих мер в полной мере мы сможем ощутить не сегодня и завтра. А пока населению приходится жить в сложных условиях, связанных с инфляционными процессами. По прогнозам экспертов, пик кризиса мы уже пережили. Время покажет и все расставит все по местам.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела