"

Али Шахбанов: «Одна из основных проблем госзакупок в строительстве – несовершенство взаимоотношений “заказчик – подрядчик”»

Фото:
4085
9 минут
Проблемы привлечения инвестиций, кредитных средств, отсутствия территорий для комплексной застройки, применения на строительных объектах некачественных строительных материалов, непонимание роли СРО со стороны чиновников разных уровней и низкий уровень взаимодействия участников рынка с органами власти замедляют процесс развития строительной отрасли республики. Многие процессы, начиная проектированием и заканчивая строительством, находятся в тени. 

Строители готовы платить налоги, но они просят у государства создать такие условия, чтобы строительство было рентабельным. Проведение госзакупок через открытые аукционы, а затем и через систему электронных торгов стало, безусловно, большим шагом в сторону прозрачности и честной конкуренции. Но практика таких аукционов выявила и тревожную тенденцию. О проблемах госзакупок в строительстве в интервью РИА «Дагестан» рассказал руководитель СРО Ассоциации «Гильдия строителей СКФО» Али Шахбанов.

– Али Баширович, Федеральный закон «О контрактной системе» действует в России неполных два года – с 1 января 2014 года, однако уже вызвал массу нареканий, особенно от строительного сообщества. Представители Минстроя РФ, Национального объединения строителей и других государственных и общественных структур разрабатывают проект федерального закона в сфере строительства. Он призван регулировать госзакупки исключительно в строительной сфере. Зачем строителям понадобился свой отдельный закон и чем вам не угодили прежние документы? 

– Тема несовершенства механизма госзакупок далеко не новая, но актуальности своей не потеряла. Хочу отметить, что Закон «О контрактной системе» ничем не лучше печально известного предшественника – закона № 94-ФЗ от 2005 года, в который за девять лет его функционирования было внесено более 30 изменений. Об этом говорилось не раз еще на всех этапах разработки, слушаний, обсуждений и принятия. А скорость внесения в него поправок и изменений, возможно, еще опередит №94-ФЗ. 

Применение закона № 44-ФЗ на практике выявило немало трудностей из-за неоднозначности толкования, использования взаимно не связанных классификаторов и других недочетов. В нем по-прежнему содержится очень много коррупционных моментов и положений, которые позволяют участникам торгов вступать в сговор. Здоровой конкуренции, как задумывалось, не получилось, к участию в закупках зачастую допускаются неквалифицированные участники, которые не могут обеспечить должное качество работ и сдать объект в заданные контрактом сроки. В итоге недоволен как госзаказчик, поскольку все это отражается на эффективности расходования бюджетных средств и сопровождается затяжными судебными тяжбами, так и серьезные строительные компании, ратующие за прозрачность осуществления таких закупок и предотвращение коррупции.

– Но это все процедурные вопросы, нельзя же менять закон только потому, что кто-то не соблюдает закон, а другие не контролируют его исполнения? 

– Закон «О контрактной системе» необходим, но как процедурный, рамочный закон. Закупки же в строительстве имеют свои специфические особенности. Торги в строительстве – это вам не закупка канцелярских принадлежностей, мебели, автомобилей и пр. Это, прежде всего, физический процесс, растянутый по времени. Для строительства крупного объекта, только на разработку и согласование проектной документации может уйти не один год, и сам объект будут возводить несколько лет. 

Закон о госзакупках решает узкие задачи в краткосрочном периоде, регулируя процессы выбора подрядчика, и его действие заканчивается в момент заключения контракта. Поскольку условия контракта менять нельзя, приходится работать в его жестких рамках. Но стройка – это живой организм, постоянно возникают вопросы, требующие оперативного решения, инфляционные процессы влияют на тарифы энергоносителей, банковские ставки кредитования, стоимость строительных материалов, изделий и конструкций, на фонд оплаты труда. Также в период реализации проекта часто вносятся изменения в действующее законодательство, а на момент ввода объекта в эксплуатацию он должен соответствовать всем действующим нормативам.

В большинстве стран мира строительство – это полностью регулируемая государством отрасль. В России – это единственная отрасль экономики, где действуют Градостроительный кодекс, СНиПы, ГОСТы, технические регламенты, где проектирование происходит только по государственным ГОСТам, а смета рассчитывается по государственным сметным нормативам. Проектная документация должна пройти государственную экспертизу, заказчик обязан получить на нее положительное заключение и подтвердить достоверность сметной стоимости. А еще необходимо провести экспертизу на эффективность инвестиций, вложенных в проект, рассмотреть адресную инвестиционную программу в целом, и только после этого объект строительства вносится в план-график закупок. Казалось бы, пройдены все процедуры, есть объект закупки по утвержденной государством цене, заказчик обязан использовать все возможности, чтобы выбрать квалифицированного подрядчика, который обеспечит исполнение контракта в соответствии с проектной документацией и в срок. 

Но после того, как три государственные экспертизы проверили смету и везде поставили свои печати, участник закупки умудряется снижать цену контракта на аукционе на 20-40% и становится победителем! А с кем, с чем и как строить, никого уже не волнует, в том числе, как ни странно, и заказчика. Вот почему качество строительства у нас такое неудовлетворительное. Это последствия применения единственного критерия – снижение цены. Получается, что закон не оценивает последствия, возникающие после заключения контракта.

Подрядчик может пойти на снижение цены контракта, соответственно, уменьшить часть прибыли компании ради обеспеченности работой, но цена не должна снижаться больше чем на 8% для небольших объектов и не более 12% для крупных, иначе это будет в ущерб качеству строящегося объекта. Показатели эти были выведены еще в СССР и проверены десятилетиями. На практике же подрядчик, занизив стоимость контракта, пытается использовать более дешевые материалы, изделия, конструкции и оборудование. Благо, Закон «О контрактной системе» позволяет применять аналоги.

Однозначно, снижение стоимости контракта призвано экономить бюджетные средства, но, с другой стороны, если государственная экспертиза подтвердила сметную стоимость объекта, то значительное ее снижение не может быть оправданным. Считаю, что главными критериями при проведении торгов должны быть качество строительства, квалификация специалистов, сроки сдачи объекта, гарантийные обязательства исполнителя и только потом цена контракта. 

– Какие специфические особенности строительной сферы следует обязательно прописать в новом законе о строительном подряде? 

– В конце прошлого года в Послании Федеральному Собранию Президент России Владимир Путин предложил создать новый орган, который будет отвечать за все госзакупки и качественно выполнять работы в интересах всех министерств и ведомств, принимая строительные работы и проверяя их. Но с созданием единого технического заказчика в строительстве что-то не заладилось. И это не случайно. В строительном комплексе России ежегодно крутятся более 5 триллионов рублей. Половина – это средства граждан на жилищное строительство, а около 3 триллионов – деньги инвесторов, в том числе, и государства. Если учесть, что единый технический заказчик должен распоряжаться только деньгами федерального бюджета, эти средства, по самым предварительным оценкам, составят около 500 млрд рублей, а, возможно, и больше. Ни одно министерство не захочет передать единому заказчику те средства, которые сейчас выделяются на строительство дорог, школ, больниц и стадионов и т.д. Может быть, здесь и кроются причины столь сильного затягивания исполнения поручений Правительства? 

В этом заключается одна из основных проблем государственных закупок – проблема несовершенства взаимоотношений «заказчик – подрядчик». С одной стороны – неквалифицированный заказчик, с другой – неквалифицированный подрядчик. Одни не могут грамотно сформулировать техническое задание и проконтролировать его исполнение, вторые не способны качественно и в срок построить объект. 

Например: директору школы выделили деньги на капитальный ремонт школы. Он ведь не специалист в строительстве, как ему в одночасье стать профессиональным заказчиком? Но полномочия дали и директор школы уже подписывает договоры, определяет и принимает объемы строительных работ... Подрядчик, который в результате существенного снижения начальной цены контракта на торгах был определен победителем, не имеет квалифицированный состав специалистов, использует не соответствующие проекту материалы, не платит налоги, экономит во всем.

Ущербность электронных аукционов, на наш взгляд, заключается и в том, что в ней участвуют претенденты из других субъектов, в результате выигрывает какая-то иногородняя фирма, которая тут же начинает вести переговоры с местными подрядчиками за определенную маржу. Необходимо заложить право заказчика регулировать этот процесс, к примеру, обозначить, что генподрядчик имеет право привлекать иные организации, но не более чем на 30-40% от общего объема работ. Есть и другие пробелы в 44-ФЗ, такие как прямой сговор заказчика и участника закупки, под которого пишется техническое задание, участие по сговору нескольких претендентов в целях обеспечения победы в торгах конкретному участнику и мн. др. 

Бывают случаи, когда исполненные государственные и муниципальные контракты далеко не всегда своевременно оплачиваются заказчиками. Нередко – только после получения предпринимателем судебного решения, а в сложных экономических условиях долги, особенно перед небольшими предприятиями, будут губительны для дальнейшего ведения бизнеса. И, как ни странно, это допускает закон. Генеральный прокурор России Юрий Чайка заявил, что на данный момент задолженность перед предприятиями по исполненным государственным и муниципальным контрактам составляет почти 7,5 млрд руб.

– И каково решение этих проблем?

– Уже в течение года НОСТРОЙ вместе со всеми заинтересованными сторонами разрабатывает законопроект о строительном подряде, чтобы договоры подряда содержали понятные и единые требования, формировали справедливую цену. 

В одном из своих выступлений президент Национального объединения строителей России Николай Кутьин сказал: «Мы должны предложить новые модели взаимоотношений между заказчиком и подрядчиком. Ценообразование должно отвечать запросам общества и безопасности. Надо понимать, что безоглядное повышение цены – это нездоровое обогащение отдельных лиц, создание коррупционных возможностей и снижение количества объектов, которые можно построить. А безоглядное снижение цены приведет к снижению качества и надежности, долговечности объектов строительства. Еще одна важная задача – создание новых квалификационных требований к рабочим и инженерно-техническим работникам, становление единой системы оценки соответствия всех строителей этим требованиям. Оценка квалификации должна проводиться открыто и добросовестно, чтобы на стройке оказались только специалисты, а не те, кто просто захотел поработать». И здесь роль саморегулирования очень важна.

Крайне важно, чтобы заказчики и инвесторы в лице государства более ясно дали понять строителям, что мы будем строить. Строительные компании должны понимать, какая у них перспектива, как им жить завтра, сколько потребуется сотрудников и уровень их оплаты, какое оборудование необходимо иметь для выполнения поставленных задач. Если число проектов, объемы строительства и финансирования будут сокращаться, то строителям надо к этому готовиться, чтобы не подорвать экономику своих предприятий. Поэтому во многом развитие отрасли зависит от правильно поставленных задач и от прозрачности тех решений, которые принимаются инвесторами и государственными заказчиками.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела