"

Зарема Бутаева: «Реалии сегодняшнего дня требуют повышенного внимания к проблемам в сфере культуры»

Фото:
12171
17 минут

Дагестан, являющийся южным регионом страны, – самая многочисленная на Кавказе, уникальная по этническому составу и культурным традициям республика России. В основе явления, определяемого как «дагестанская культура», лежит многообразие локальных традиций более 30 этносов, имеющих характерную этнографическую стилистику, фольклор, хореографию и виды художественных ремесел. Внимание к национальной традиционной культуре, наследию каждого из дагестанских народов, разнообразному фольклору и декоративно-прикладному искусству всегда было и остается важным направлением государственной политики, и как показывает практика, традиционные формы народной культуры сохраняют сегодня свою самобытность и свою самоценность, несмотря на влияние процессов глобализации, урбанизации и социальное расслоение общества. О состоянии и проблемах развития традиционной культуры Дагестана корреспонденту РИА «Дагестан» рассказала министр культуры республики Зарема Бутаева.

– Зарема Ажуевна, расскажите о работе по сохранению и развитию традиционной культуры в Дагестане

– В условиях Дагестана дело сохранения и развития культуры гораздо сложнее ввиду многонационального этнического состава населения, при котором культурная политика должна учитывать специфику потребностей каждого народа и в то же время обеспечивать развитие культурного потенциала республики в целом. Система учреждений культуры Дагестана, как в целом по стране, предоставляет равные права и возможности для приобщения к культурным ценностям и сохранению культурных традиций проживающих на территории республики народов. Ежегодно государственными и муниципальными организациями культуры и искусства проводятся более 50 республиканских и муниципальных мероприятий в области традиционной культуры, получают дальнейшее развитие проекты в области сохранения художественного наследия, фольклора и самодеятельного творчества.

Наиболее крупными из них можно назвать выставку этнокультуры, изобразительного и декоративно-прикладного искусства «Традиция», календарные праздники весны «Новруз» (лезгины, азербайджанцы), «Эбельцан» (табасаранцы), «Яран-Сувар» (лезгины), «Эр» (рутульцы), «Хьидин Уш» (агульцы), «Оц бай» (в аварских районах), «Масленица», праздник татской культуры «Шори – Ники», фестиваль ашугской песни (южные районы), фестивали песни и танца «Къумукъ тюзлер» (равнинный и северный Дагестан), праздники национальной песни в горных районах – «Голос гор», «Щаза из Куркли», «Шавла», «Анхил Марин», «Чох-2010», «Певцы съезжаются в Ахвах», «Самурская осень», «Струны души» (село Кубачи), фестивали-смотры фольклорных коллективов «Наследие», детский фестиваль народного творчества «Энемжая», праздник-конкурс исполнителей на пандуре «Звучи, мой пандур!», фестивали семейного художественного творчества «Семья Дагестана», фестивали-игры на национальной гармони «Играй, гармонь!», фестиваль музыки и песни народов южного Дагестана «Мелодии и ритмы Шалбуздага», фестивали «Шарвили», «Цамаури», «Шунудаг», конкурс хоровых коллективов «Лейся, песня народная!», Республиканский праздник циркового искусства «Пехлеваны» в городе Дагогни и другие.

Совместно с Гостелерадиокомпанией «Дагестан» уже несколько лет осуществляется масштабный проект «Наследие», который представляет фиксацию обрядовой культуры и фольклора дагестанских народов и выпуск постоянного цикла передач для самого широкого круга зрителей.

За последние годы качественно нового уровня достигло и сотрудничество в области традиционной культуры. Крупным событием в Республике Дагестан стали международные фестивали фольклора и традиционной культуры «Каспий – берега дружбы» и «Горцы», который включен в ежегодный Календарь международных фестивалей фольклора ЮНЕСКО. В рамках этих форумов народного искусства проводятся региональные выставки-ярмарки изделий мастеров декоративно-прикладного искусства и народных ремесел и «круглые столы» по вопросам сохранения культуры малочисленных народов с участием ученых-фольклористов. В фестивале «Горцы» приняли участие коллективы более 20 стран и 30 российских регионов, что способствует развитию интеграции дагестанского народного искусства в общемировой культурный процесс. С 2012 года фестиваль проводится под эгидой ЮНЕСКО. Международный фестиваль «Каспий – берега дружбы» представляет традиционную культуру народов прикаспийских стран, его участниками являются творческие коллективы Ирана, Азербайджана, Казахстана, Туркменистана и российских регионов: Калмыкии, Дагестана и Астраханской области. Другим интересным проектом в области сохранения традиционной культуры является фестиваль «Поэзия народного костюма», в котором участвуют представители из районов Дагестана, в том числе и малочисленных народов, гости из зарубежных стран и регионов России.

– Как в этом плане организована работа на местах?

– В деле организации работы на местах свою лепту вносит работа методического характера. Только в прошедшем году Республиканским Домом народного творчества было подготовлено 30 сборников методических материалов. О возрастающем интересе к народному творчеству свидетельствуют статистические данные. Если в 2010 году клубных формирований в республике насчитывалось 5 тыс. с числом 61 тыс. участников, то в 2014 году клубных формирований стало более 6 тыс. с числом почти 70 тыс. человек участников. Из них 33% составляют детские. Обращает внимание то, что в последние годы стали популярны разножанровые семейно-родственные творческие союзы, студии, группы и ансамбли.

Кроме этого, свой вклад в сохранение традиционного художественного наследия вносят и школы художественного профиля (97 единиц), где на отделениях декоративно-прикладного искусства ведется обучение детей таким традиционным видам, как резьба по дереву, ювелирное дело, ковроткачество, вышивка, вязание, войлок, действуют отделения народных музыкальных инструментов, народного танца, цирковых традиций (канатоходство).

Современное претворение традиционной культуры в республике характерно для деятельности национальных театров – как народных (34 единицы), так и государственных. Последние в Дагестане выполняют функции своеобразных центров сохранения литературных языков, исторической памяти и художественных традиций народов, преломляющих эти основы в профессиональной драматургии и сценическом искусстве. Спектакли на историческую или фольклорную тематику, насыщенные сценами из народной жизни, являются своего рода школой изучения и воплощения национального характера, мощным средством воспитания патриотизма, пропаганды этических и эстетических традиционных ценностей.

– Какие факторы влияют на развитие культуры в нашей республике?

– Современные геополитические, экономические и социальные процессы определяют два важнейших фактора, влияющих на развитие культуры в нашей республике. С одной стороны – мировое информационное пространство и неизбежность влияния глобализации, с другой – внутренние причины, создаваемые социальным расслоением, экономическими, этническими, ментальными и конфессиональными особенностями. Всё это обусловило наличие ряда проблем, решение которых нельзя откладывать.

При наличии 52 муниципальных образований на долю республики приходится до 49% всех имеющихся на Северном Кавказе культурно-досуговых учреждений и библиотек. При этом мизерные доходы, получаемые за обслуживание в основном сельского населения с низкой платежеспособностью, и в целом слабая налоговая база на местах не позволяют восполнять потребности на уставную деятельность. Соответственно, при таком количестве учреждений в условиях дотационного бюджета республики весьма затруднительно создать желаемый уровень их материального обеспечения и современного технического оснащения.

Данные обстоятельства, наряду с действием ФЗ №131, определившим децентрализацию управленческого регулирования с расширением прав руководителей в сфере использования бюджетных средств, при отсутствии достаточной налоговой базы существенно осложнили положение учреждений культуры муниципальных образований. В наших условиях полная передача полномочий на места с произвольным использованием органами местного самоуправления выделяемых субвенций, а также их претензии на определение приоритетов содержательной деятельности учреждений культуры, во многих случаях негативно отражаются на состоянии учреждений культуры. Данному процессу активно способствует бедствие в виде необдуманной оптимизации сети. Тревожит и снижение числа клубных работников, имеющих профильное профессиональное образование и опыт. Из общего количества работников культурно-досуговых учреждений (4 тыс. 147 человек) специалисты с профильным средним и высшим образованием составляет только 41%. К сожалению, при острой нехватке творческих кадров молодежь не идет работать в село по причине низкой заработной платы, бытовых проблем и невысокого социального статуса культработника.

Данные обстоятельства дополняются извечной проблемой материальной базы учреждений. По статистическим данным, на начало 2014 года в республике насчитывается 1 тыс. 28 культурно-досуговых учреждений. Из них 82 находятся в аварийном состоянии, 549 требуют капитального ремонта, таким образом, около 70% не имеют возможности в полной мере выполнять свою уставную деятельность. Сельские клубы обеспечены музыкальными инструментами и сценическими костюмами только на 7% от необходимой потребности, и те находятся в плачевном виде. Кроме того, плохое состояние помещений клубов с отсутствием сценических площадок не позволяет полноценно проводить гастрольную работу национальных театров.

Достойная материальная база является одним из важнейших условий эффективной работы учреждений культуры, поскольку от наличия комфорта и эстетического оформления напрямую зависит привлекательность учреждения для посетителей.

Также весьма сложной проблемой республики стала активизация религиозного сознания. Имеют место факты, когда радикально настроенная часть дагестанского общества в некоторых селах вводит запрет на проведение культурных мероприятий, в том числе и традиционных обрядовых праздников, считая их языческими. Яркий пример – запрет на проведение зимнего обрядового праздника «Игби» в высокогорном селе Шаитли Цунтинского района. Этот уникальный обряд, не имеющий аналогов в мировой фольклорной практике, подробно описан в Сборнике антропологии и этнографии Академии наук СССР известным ученым-этнографом Юрием Карповым.

Очевидно, что институты светской культуры, не обеспечиваемые в нужной мере и не имеющие возможности вести свою деятельность в соответствии с запросами времени, вытесняются более активными формами массовой или религиозной культуры. Практика показывает, что уровень развития сферы культуры в конкретном городе, поселке, селе сегодня напрямую зависят от решений местных органов власти, от степени взаимодействия органов местного самоуправления. Однако есть немало примеров, когда местные органы власти недооценивают современную роль культурной деятельности и не рассматривают ее в качестве стратегического ресурса социально-экономического развития территории. Со своей стороны министерство культуры РД постоянно обращает внимание руководства на местах на то, что культурно-досуговые учреждения были и остаются уникальными институтами массовой реализации творческого потенциала населения, тем более что востребованность данной культурной деятельности очевидна.

Более того, в адрес министерства культуры РД неоднократно поступали обращения жителей сёл с просьбами помочь восстановить деятельность учреждений культуры, воспрепятствовать их закрытию и помочь в укреплении их материальной базы. Именно по инициативе с мест в республике получает дальнейшее развитие сеть музеев на территориях муниципальных образований, число которых насчитывает уже 37 единиц, и этим музеям изначально был дан статус государственных – филиалов республиканского объединенного музея, поскольку именно данная форма, гарантируя финансирование учреждения, обеспечивает его деятельность.

Наша задача – поддержать сеть учреждений культуры на местах, помочь обеспечить их современным оснащением и достойным комфортом, чтобы они оставались востребованными, доступными и общественно ценными. Создание нормальных условий для досуга – особенно детей и молодежи – имеет очень большое значение, поскольку не противоречит религиозным традициям и в целом направит интересы и энергию молодого поколения в полезное русло, будет способствовать формированию резерва для подготовки кадров. Для этого нужны совместные действия всех уровней власти.

Кроме того, необходимыми условиями гармоничной жизни социума являются реализация мер, направленных на консолидацию нашего общества, становление общегражданского мировоззрения у населения. Реалии сегодняшнего дня требуют повышенного внимания к проблемам сферы культуры как со стороны муниципальных образований, так и государства. Необходимо защитить все то, что удалось сохранить, – уникальные объекты культурного наследия и образцы нематериальной культуры, фольклорные коллективы, кадры, наработанный опыт.

С 2013 года по поручению Главы Дагестана началось преобразование районных домов культуры в центры традиционной культуры народов России, в практику работы которых включается продвижение многих вековых смыслов культурных традиций, ресурсов общероссийской, региональной культуры и местных культурных достижений. До 2015 года они должны действовать во всех 52 муниципальных образованиях и городских округах. Совместно с клубными учреждениями центры будут предоставлять возможности не только для реализации творческого потенциала, но в первую очередь заниматься социализацией молодежи и подростков, знакомить их с этнокультурными традициями народов России; осуществлять межнациональное, межкультурное сотрудничество. На сегодняшний день центры функционируют уже в 34 городах и районах. В центрах открыты выставки национальных костюмов народов Дагестана, а в перспективе – и других российских народов; фотовыставки народного костюма. Планируется открытие мастерских по пошиву национальных костюмов не только для творческих коллективов, но и для жителей села; мастерских по изготовлению народных музыкальных инструментов и другого. В рамках объявленного в РФ Года культуры в указанных центрах традиционной культуры проходят творческие десанты – встречи государственных творческих коллективов деятелей культуры и искусства, преподавателей и студентов творческих учебных заведений с жителями сел, работниками муниципальных учреждений культуры.

В этом ряду Главой республики ставится задача сохранения языков малочисленных народов, многие из которых являются бесписьменными. Предметом особой заботы должно стать сохранение фольклорных коллективов как средства самосохранения и защиты этнокультуры от негативной современной культурной агрессии. Именно эти творческие формирования сейчас остаются средой бытования народных исполнительских искусств, устного народного творчества, национальных музыкальных инструментов и народных костюмов. В Дагестане действуют 50 фольклорных ансамблей, многие из которых действуют по 30-50 лет, сохраняя преемственность поколений.

Роль культуры в общем процессе модернизации России состоит в формировании личности как активного субъекта экономической жизни и социальной самоорганизации. Характерной чертой современной действительности нашей республики является появление и развитие частных инициатив в сфере культуры. Очевидным фактом стал рост индивидуальной творческой деятельности, она наглядно отражается в конкурсах на гранты Главы РД, где направление «Поддержка традиционной культуры» включает несколько номинаций и число участников ежегодно возрастает.

– Расскажите, пожалуйста, о реализуемых программах по развитию социально-культурной сферы

– В целом актуальными направлениями являются разработка и реализация программ развития социально-культурной сферы каждой территории; разработка нормативов обеспечения населения объектами культуры и услугами культуры; регулирование межбюджетных отношений между регионами и муниципальными образованиями с целью выравнивания минимальной обеспеченности культурными благами.

В соответствии с Указом Президента Российской Федерации от 28 июля 2012 года №1062 «О мерах государственной поддержки муниципальных учреждений культуры, находящихся на территориях сельских поселений, и их работников» в 2014 году министерством культуры РД организован конкурс на денежное поощрение лучших муниципальных учреждений и работников культуры сельских поселений. Это 50 премий на общую сумму 3 млн 950 тыс. рублей: 29 – на лучшее учреждение культуры, 21– на лучшего работника культуры.

Также направлены заявки на конкурс среди субъектов Российской Федерации на получение в 2014 году государственной поддержки (гранта) комплексного развития региональных и муниципальных учреждений культуры в рамках подпрограмм «Наследие» и «Искусство» госпрограммы «Развитие культуры и туризма» в размере 60 млн 318 тыс. 920 рублей из федерального бюджета бюджету Республики Дагестан.

– Какая работа проводится по развитию народных художественных промыслов и ремесел - как фактора возрождения народного творчества?

– Важнейшая и составная часть народного творчества Дагестана – традиционные художественные промыслы – наряду с фольклорным наследием во многом определяют национально-этническое своеобразие художественной культуры дагестанцев. Исторически Дагестан располагал самым большим на Северном Кавказе количеством кустарных производств, которые имеют многовековые традиции, самобытные технологии и эстетические каноны, и, несомненно, представляют интерес. Разнообразие климатических зон, территориальная изолированность, малоземелье, высокая плотность населения и наличие богатой сырьевой базы способствовали развитию кустарных производств. Это керамика, резьба по дереву и камню, ковроткачество, вышивка шелком и золотом, бронзолитейное, медно-чеканное, оружейное и ювелирное дело, насечка металлом по дереву, выделка кожи и войлока и другие. Многие центры художественных ремесел дошли до наших дней. Это всемирно известный аул златокузнецов Кубачи, лакский аул гончаров Балхар, аварские селения Гоцатль (металлообработка) и Унцукуль (инкрустация дерева металлом), Табасаран (ковроткачество).

К сожалению, кризис 1990-х годов сильно отразился и на промыслах Дагестана. Были закрыты многие производства, перестали функционировать ковроткацкие фабрики в южном Дагестане, художественные комбинаты в Унцукуле, Кубачи, Гоцатле, Балхаре сократили объем производств. Переход в 90-е годы к рыночной экономике, приватизация основных средств производства, отпуск цен не просто усугубили ситуацию в отрасли, но и привели к катастрофическим последствиям. Закрылись десятки ковровых предприятий, начался отток сельского населения в города республики и за ее пределы, еще больше нарушился веками выработанный традиционный уклад жизни, обесценивались нравственные и эстетические идеалы народа, деградировал вкус. Влияние масскультуры на сознание народа, переориентация его на чуждые идеалы и вкусы, стремление к быстрому обогащению, гламуру и псевдороскоши еще больше разрушали традиционные ценности. Именно тогда начала безвозвратно уходить в прошлое старая традиционная культура, а ее предметный мир – обесцениваться. В конце 1990 - начале 2000-х годов интерес к традиционной культуре стал возрождаться. Для некоторых промыслов толчком к возрождению послужил интерес западных исследователей к дагестанской культуре. Так случилось с практически утраченным искусством кайтагской вышивки, ковроделием, производством холодного оружия.

В настоящее время в Дагестане имеется более 20 предприятий, производящих изделия народных художественных промыслов, в том числе 7 государственных унитарных предприятий и 4 муниципальных унитарных предприятия. Кроме того, производством изделий народных художественных промыслов занимается более 500 индивидуальных предпринимателей. Всего в сфере народных художественных промыслов занято более 2 тыс. 550 человек, проживающих, в основном, в горных и предгорных районах республики.

По объему производства изделий народных художественных промыслов Республика Дагестан в 2013 году вышла на первое место среди всех субъектов Российской Федерации. Эти результаты были достигнуты за счет реализации комплекса мероприятий, способствующих развитию народных художественных промыслов. Так, была проведена определенная работа по возрождению ранее утраченных видов народных художественных промыслов, в том числе сулевкентской и испикской керамики, производства ковров и ковровых изделий из натуральных красителей. Впервые за последние 15 лет построен и сдан в эксплуатацию ковровый цех в селе Зильдик Хивского района Межгюльской ковровой фабрики. Открыты два предприятия в Сулейман-Стальском районе, в том числе МУП «Зизикская ковровая фабрика и МУП “Испик”», открыто МУП «Сулевкентская керамика» в Хасавюртовском районе.

Предприятия народных художественных промыслов стали участниками уже 16 ежегодных всероссийских и международных выставок-ярмарок. Весьма ценным для сохранения традиционных видов декоративно-прикладного искусства является работа по обучению молодежи навыкам и приемам изготовления изделий народных художественных промыслов. Подготовка кадров для предприятий народных художественных промыслов осуществляется в образовательных учреждениях начального профессионального образования – школах искусств. В настоящее время совместно с министерством образования и науки РД рассматриваются вопросы о возобновлении изучения народных художественных промыслов в общеобразовательных школах в селах Кубачи, Унцукуль, Балхар, Сулевкент, Гоцатль, Хучни, Межгюль, Ляхля, Маджалис и других.

Предприятия народных художественных промыслов республики участвуют в государственной программе Российской Федерации «Развитие промышленности и развитие конкурентоспособности» (Постановление Правительства РФ от 27.12.2012 года №2539-р). В соответствии с данной программой, три предприятия – ГУП «Кубачинский художественный комбинат», ОАО «Унцукульская художественная фабрика» и ООО «Кизляр» – включены в Перечень организаций народных художественных промыслов, поддержка которых осуществляется за счет федерального бюджета.

В целях обеспечения создания благоприятных условий для сохранения, возрождения и развития народных художественных промыслов и ремесел Правительством Дагестана в декабре 2013 года была принята государственная программа республики «Развитие народных художественных промыслов на 2014-2016 годы», в рамках которой предусмотрены мероприятия по созданию мастерских народных художественных промыслов в муниципальных образованиях республики и мастерских по возрождению производства национальных музыкальных инструментов и национальных костюмов. Также в составе госпрограммы принята подпрограмма развития местных промыслов «Традиции Дагестана» на основе трех пилотных поселений республики, в том числе села Кубачи, Гоцатль, Сулевкент, являющаяся приоритетным проектом развития РД.

До настоящего времени индивидуальный труд и современные предприятия народных художественных промыслов (ювелирные центры в селах Кубачи и Гоцатль, ковроткачество в Табасаранском районе и городе Дербенте, гончарное дело в селах Балхар и Сулевкент и другие) являются значимой составляющей экономической жизни сёл и районов их бытования. Очевидно, что Дагестан с его богатым многообразием историко-культурных достопримечательностей располагает большим потенциалом для развития этнотуризма, объектами которого могут стать как собственно села–центры традиционных ремесел, так и историко-архитектурные комплексы. Развитие этнотуризма, включающее создание инфраструктуры, откроет новые перспективы не только для сохранения, но и эффективного использования ресурсов традиционной культуры. Здесь возможны большие перспективы трудовой занятости и экономической выгоды. Стратегическая задача – интеграция нашей республики в мировую сеть культурных и туристических объектов. И для этого у нас есть все предпосылки.

– На Ваш взгляд, каким должно быть основное содержание государственной культурной политики на современном этапе?

– Основным содержанием государственной культурной политики на современном этапе должно быть духовное совершенствование человека и общества, где на новом этапе инновационного развития человек остается хранителем и продолжателем историко-культурных традиций, но вместе с тем осознает себя гражданином единой многонациональной страны, понимающим и принимающим общность смыслов и ценностей нашей российской цивилизации.

Нынешний 2014 год объявлен в нашей стране Годом культуры, и это возлагает особую ответственность на министерство культуры Республики Дагестан, руководителей органов власти всех уровней. Реализация Программы Года культуры обязывает сделать максимум возможного для выполнения государственной задачи обеспечения в сфере культуры качественно нового уровня развития и влияния в обществе. Вложение в культуру означает инвестирование в «человеческий капитал», который был и остается главной основой государства, условием успешного будущего страны.

Новости раздела