"

Выставка Мусы Гайворонского «Сильсиля» представлена в «Первой галерее»

Фото:
2731
3 минуты
Художественная галерея современного искусства «Первая галерея» представила персональную выставку молодого современного автора из Каспийска Мусы Гайворонского «Сильсиля». В экспозиции представлены избранные работы трех творческих направлений художника: 60 фотографий, 3 инсталляции и 8 видеоработ, созданные в 2011-2015 годах для разных проектов и показов в Дагестане, России и за рубежом. За это время художник поучаствовал в трех десятках выставок и проектов, в том числе крупных, значительно расширив круг своих творческих интересов.

Сильсиля (золотая цепь преемственности) – термин в суфизме, которым называют духовную родословную тариката (братства). Объясняя название своего нового проекта – второй персональной выставки, Муса Гайворонский говорит о «собственной сильсиля»: «Я – лишь наконечник исторического копья, которое было выпущено тысячелетия назад моими предками и прародителями всего человечества».

«Пять лет мы наблюдаем путь «Сильсиля» Мусы Гайворонского, порой пытаясь не допускать предположения, что в погоне за новым смыслом для очередной выставки автор теряет основную нить своего повествования. Муса как автор, несомненно, растет и развивается, вызывает споры, приобретает поклонников и критиков. В новой персональной выставке собраны как наиболее ранние, так и самые новые работы. Сегодня зрителю предстоит решить, удалось ли Мусе Гайворонскому, опираясь только на свои силы, сохранить не признаваемую им ранее “Золотую цепь преемственности”», – говорит арт-критик Екатерина Дидковская.

«Пережив увлечение компьютерными эффектами, от совсем уж случайных кадров Муса Гайворонский перешел к более осознанному созданию фото и видео, хотя, кажется, он по-прежнему часто полагается на волю случая. Тем заметнее появление в 2014 году видеоработ совершенно нового уровня: от цитирования «Болеро» и прямолинейного «Отречения» к простому и пронзительному «1/178» и сложной, многофигурной «Еде». Прошлое, настоящее и будущее – все находит свое отражение в этих чудесных работах, требующих внимательности, сосредоточенности, полного в них погружения.

Инсталляции и перформансы Мусы Гайворонского, из раза в раз вызывающие живой интерес у зрителя, замечательны не только благодаря своей интерактивности, но и, думаю, от того, что автор не может отказаться от своей привычки провоцировать. Особой популярностью пользовались проект «Говори сердцем» (2013, Северо-Кавказский биеннале), предлагавший зрителю забрать яркое каменное сердце
с важными словами-напоминаниями, и инсталляция «VKонтексте» (2014, «Проекта К» книжной ярмарки «Тарки-Тау»), высмеивающая «философов» из социальных сетей. Не удивительно, что неизменно привлекают внимание работы, связанные со словом, ведь слово для Мусы – явление не самое любимое, очень неоднозначное, являющееся неизменным поводом для поиска», – отметила Дидковская.

По словам директора галереи Джамили Дагировой, Муса Гайворонский, четыре года назад ворвавшийся в современное искусство Дагестана, и сегодня остается фигурой с особым в нем месте, уже сложившимся почерком и узнаваемостью имени. «Галерее всегда интересно наблюдать за развитием творчества Гайворонского, ведь его мы по праву можем назвать художником «Первой галереи». Главным для нас было и остается разглядеть, направить и правильно показать креативное начало. Остальное рассудит время. У художника накопился приличный багаж работ и очень важным мне показалось остановиться и подвести черту: отобрав лучшее, необходимо его осмыслить, увидеть, чтобы идти дальше. Ведь дальше, по логике вещей, надо идти и выше, и вглубь, вынося зрителю произведения чистые, легкие и безупречные в своем мастерстве», – считает Дагирова.

Новости раздела