"

Выставка композиций из кожи «Инкарнация» Гасана Эфендиева открылась в Махачкале

Фото:
3045
3 минуты
Выставка Гасана Эфендиева «Инкарнация» открылась 14 февраля в Центре этнической культуры в Махачкале. В экспозицию вошли более 200 разнообразных изделий и скульптур из натуральной кожи – панно, маски, коврики, футляры, сумки, мешочки, коробки, сосуды и различные емкости. Здесь же представлен «ткацкий» станок, вроде бы обычный на первый взгляд, но по сути уникальный – мастер приспособил его для изготовления плетеных ковров из тонких полосок кожи, в которые он также вплетает разноцветные шерстяные нити.

По словам куратора проекта Джавгарат Монаковой, Гасан Эфендиев явился автором концептуально новой линии дагестанской сувенирной продукции, которая к тому же в большинстве своем отличается немалой функциональностью. Это обувь совершенно разных фасонов, сумки, футляры и многое другое.

«Инкарнация – от латинского «incarnatio» в значении «воплощение». На самом деле, настоящий проект стоило бы назвать «Инкарнации» – так много мыслей, разнообразие идей получили столь необычное воплощение в работах Гасана Эфендиева. Это удивительный человек, мастер с большой буквы. Он раз за разом не перестает удивлять нас своей фантазией, трудолюбием, умением воплощать и реализовывать свои идеи, которым, казалось бы, нет конца. В его мастерской – невероятное разнообразие техник, приемов и направлений, в которых он работает.

Не могут оставить равнодушными ни вид миниатюрного кожаного аула, ни маленькая кожаная сакля с покосившейся крышей, нарочито грубая, почти примитивная отделка серии коробочек и футляров, фрагментарно декорированных контрастной позолотой, ни смотрящие на нас со стен его уже ставшие знаменитыми маски, изготовленные из скальпов быков. Порой кажется, что нет того, чего не смог бы изготовить мастер. При этом он находится в постоянном творческом поиске, пробуя новый материал, новые формы. Основной материал его работы – кожа. Грубая ли она, тончайшей ли выделки, окрашена ли в какой-либо цвет из богатой палитры, доступной мастеру, либо покрыта едва заметным слоем позолоты или серебрянки – он видит и чувствует ее, как свою вторую кожу», – говорит Монакова.

Скульптурные композиции, изготовленные из кожи, обладают необычайной притягательностью даже для неискушенного зрителя – неся в себе внутреннюю авторскую концепцию, они раскрывают себя в новом свете, ибо каждый видит в них что-то свое. Удивителен и сам творческий процесс мастера – он признается, что не всегда идея первична – иногда сама кожа подает ему идею уже в процессе работы над ней.

«Выработкой кожи я занимаюсь четыре года, – рассказывает Г. Эфендиев. – Это уже седьмая по счету выставка, в которой я участвую. Они проходили как в Махачкале, так и в Москве. Началось все с того, что на одной из выставок в Москве вместе с сувенирной продукцией, которую я делаю, представил один слепок. В столице моим творчеством заинтересовались и посоветовали работать в этом направлении. Несмотря на кажущуюся сложность, технология обработки кожи проста и в то же время оригинальна: кожа вымачивается в воде, затем я мну ее руками, растягиваю, сжимаю, скручиваю – и получившаяся форма просто сушится. Если надо соединить между собой отдельные части, то это делается при помощи шнуровки. Вся работа выполняется вручную. Вспоминая моих знакомых, приходит вдохновение создать маску, и тогда я определяю, какие именно эмоции она будет выражать. К примеру, одна из композиций под названием “Магомед и Патимат” сделана по старой фотографии дедушки и бабушки».

Гасан Эфендиев родился в 1974 году в селении Шовкра Лакского района Дагестана. Выпускник дагестанского филиала Московского автодорожного института. Увлекался каллиграфией, изучал надписи на аджаме, высеченные на старых надгробных камнях. Работая как обувщик, он прошел путь от подмастерья до ведущего мастера. В настоящее время Эфендиев работает в собственном цеху, где обучает подмастерьев своему ремеслу.

Новости раздела