"

Персональная выставка Натальи Савельевой проходит в «Первой галерее» в Каспийске

Фото:
4329
4 минуты
Художественная галерея современного искусства «Первая галерея» представила первую персональную выставку Натальи Савельевой «Прикосновения». В экспозицию вошло более 50 живописных работ и небольшая серия графических портретов. Все произведения созданы за последние 4 года, большая часть из них – крупные полотна, масштабные по замыслу композиции и темы – написаны в 2014 году.

«Это первый персональный проект Натальи Савельевой, несмотря на то, что она имеет в своей творческой биографии более 40 выставок всероссийского, регионального и республиканского уровня. В основном это представительные форумы искусств, крупные проекты и фестивали. Особенно активно художник выставляется в последние годы, как правило показывая каждый раз новые работы и новый уровень мастерства. Являясь художником реалистической школы, Савельева в последнее время наметила тенденцию очень продуктивной работы в области современного искусства и специальных проектов. Проекты «Северо-Кавказская биеннале современного искусства», «Вода», «Койсу», «Гора Каспий» в «Первой галерее» демонстрируют нам автора широкого диапазона и мастерства, остающегося тем не менее в своем творчестве верным себе», – говорит куратор выставки Джамиля Дагирова.

«Близость к природе, понимание ее совершенства и красоты, любование и восхищение любым “красивым и не красивым” лепестком, бугорком, лесом, пейзажем проникает в душу художника, а оттуда выливается на ее, Натальи Савельевой, полотна, создавая поэтические живописные произведения. Они не наполнены просто лирикой, они переполнены внутренними эмоциональными субтитрами, которые вложены в картину, и их надо увидеть и потом прочитать – ощутить. По сути, так со всей живописью Натальи Савельевой. Природа, коровы, женщины – это святое, с придыханием и наслаждением она пишет свои живописные эссе, позволяя всем нам прикоснуться к ее художественному миру.

Разные картины, разные истории и ландшафты, разные люди и отношения, но все равно все одно и неделимо, чувственно и трепетно, тонко и сочно, воздушно и монументально. Что их объединяет – движение и ритм, колыхание и волнения, происходящие внутри автора, передающиеся через чувства, настроения, сиюминутность наблюдаемого момента, превращаемого художником в вечность. Хотя живопись к выставке условно и делится (пейзажи, портреты, сюжеты), на самом деле работы едины в своем первоначальном замысле и философском воззрении на жизнь самого автора. Все картины Натальи – это выбранные, сочиненные или случайные события – это моменты здесь и сейчас как прикосновения», – комментирует Дагирова.

Касательно женских портретов, по словам куратора выставки, в них присутствует конкретное лицо, персонаж – как физика, все остальное – метафора в античном стиле: «Изобилие», «Реверанс», «Утренний ветер», «Послевкусие», «Усишинка», «Тихая вода» – в них законы красоты, дух античности и традиции Возрождения весьма круто переплетаются с важным, современным и даже злободневным вопросом о месте и роли женщины. Тема лидерства и превосходства, явного и сокрытого назначения ее в мире как манифест выливается у автора в желание показать всему миру где он – центр вселенной, его сила и разум. Картины-портреты наполнены сложным живописным и философским содержанием, потому как у автора есть четкая задача договорить, сказать все, что «понимаю и хочу видеть», ведь работы художника – это он сам».

Излюбленные герои художника – коровы и быки, красивые женщины и грациозные кошки – при всей своей разности они очень близки автору, созвучны ей по духу и сути – как символы, как мировоззрение. Они живут во всех ее картинах, и не важно – исполняют они главную роль или эпизод.

«Я думаю, что сегодня художник Наталья Савельева на дагестанской художественной сцене – это огромный спящий вулкан, громадный айсберг, хранящий бездну тайн и возможностей, непредсказуемых поворотов и творческих идей. Безусловно, она много работала, преподавала, но к живописи как философии без времени и пространства серьезно подошла четыре года назад. И в этом времени – сравнительно мизерном для живописи и художника – мы наблюдаем значительный прорыв, движение на большие расстояния, множество смен образности и идей, совершенствование живописного мастерства, переход на большие форматы. Все эти перемены происходят параллельно и очень органично», – говорит Дагирова.

По словам художницы Зухры Насирдиновой, выбор названия проекта «Прикосновения» не случаен: «Это название раскрывает и объемлет не только всю экспозицию, но и ее автора. Само слово несет в себе трепет, возвышенные эмоции, сдержанность при всеохватывающем желании, интерес. Основное различие между глаголами «прикасаться» и «трогать» – это отношение к объекту желания – вдохновения, оно либо пошлое, либо возвышенное. Прикосновения несут немой вопрос: «Можно?», они не нарушают целостности, не вносят деструкции, не оскорбляют, не переступают грань, чувствуют меру. Прикасаться может только эстет. Именно эстетское отношение к жизни выделяет и отличает творчество Натальи Савельевой. Автор свободно проявляет себя в разных жанрах от натюрморта, пейзажа, портрета до ню и других сложных тематических вещей. Предпочтение отдается разнообразию как в выборе тем, так и в подборе материала и колористического исполнения. Неизменен лишь выбор творческого раздражителя – реальной формы».

Выставка работает до 1 февраля.

Новости раздела