"

Персональная выставка художника Олега Пирбудагова открылась в Постпредстве Дагестана в Москве

Фото:
2586
6 минут
Персональная выставка под названием «Посвящение отцу» дагестанского художника, члена Союза художников России Олега Пирбудагова открылась 1 июля в Постоянном представительстве Республики Дагестан при Президенте Российской Федерации, сообщили РИА «Дагестан» в пресс-службе Постпредства. Выставка посвящена 100-летию отца художника – судьи, члена Верховного суда РСФСР, заслуженного юриста Российской Федерации Магомеда Пирбудагова.

Именно поэтому по бокам при входе в холл Постпредства были повешены фотопортрет дагестанского и российского юриста и краткое описание его жизненного пути, а за ними приветственное письмо Главы Республики Дагестан Рамазана Абдулатипова по поводу его юбилея.

И только за ними на специальном стенде была установлена развёрнутая информация о художнике Олеге Пирбудагове с перечислением всех его выставок. Вся же экспозиция живописца не уместилась в холле и была размещена также в коридорах.

Демонстрировались и статьи из советских газет разных лет об отце Олега Магомедовича. Вернисаж включает в себя условную ретроспективу работ художника, состоящую из его картин, относящихся к разным циклам и, в которую, в частности, входят полотна из собраний Музея изобразительных искусств Дагестана имени Патимат Гамзатовой и Республиканской библиотеки в Махачкале.

Собравшиеся по этому поводу более полусотни гостей в течение долгого времени с интересом рассматривали выставленные работы. Кстати, отдельной, если так можно выразиться, «мини-выставкой», были представлены и картины правнучки судьи Магомеда Пирбудагова Мадины Ахмедовой. Сама Мадина в данный момент учится на факультете журналистики Московского государственного университета и в своё время написала статью о своём знаменитом прадеде. Но и она, так же, как и Олег, решила попробовать себя в живописи и представила собственную небольшую коллекцию под общим названием «Опыты в изобразительном искусстве».

Когда выставка была осмотрена всеми присутствующими на ней гостями, началась своеобразная «официальная часть», на которой было рассказано о художнике, его жизни и творчестве. Первой слово взяла постоянный представитель Республики Дагестан при Президенте России Изумруд Мугутдинова.

Немного рассказав об отце Олега – Магомеде, она заговорила непосредственно уже о художнике Пирбудагове. По словам постпреда, все, кто знает Олега, знают его, как замечательного, очень талантливого живописца и как очень скромного человека. Его скромность иллюстрирует хотя бы тот факт, что много было предложений дать ему соответствующее его таланту звание, однако он всегда от этого отказывался. Говоря же о его творчестве, И. Мугутдинова особо отметила привязанность мастера к своей малой родине.

«Надо сказать, что все силы Олег черпает у себя в Дагестане. Каждый год он ездит в Дагестан, работает в горах, на пленере и именно там он черпает энергию и идеи, которые в конечном итоге и становятся ретроспективой выставок. Это и горные пейзажи, это и наша горская архитектура, это люди, с которыми он встречается, это невероятная энергия гор, особенно дагестанских гор», - сказала по этому поводу постоянный представитель.

Выступившая вслед за И. Мугутдиновой член Союза художников СССР, заслуженный художник Республики Дагестан Клара Власова по поводу званий сказала буквально следующее: «А насчет званий, хочет он или не хочет, надо выдвинуть его, а там уж он и захочет».

Вообще же известная художница вспомнила начало творческого пути Олега Пирбудагова, когда его мама попросила уже взрослую Власову посодействовать и обратить внимание на её молодого сына – начинающего художника. В результате она близко познакомилась с этой семьёй и долго работала вместе с Олегом – они вместе путешествовали по Дагестану, вместе писали картины, бывало, вместе выставлялись. Между прочим, о Кларе Власовой можно сказать, что она сама по себе очень интересный человек. Закончив в 1950 году Московский государственный академический художественный институт имени В. И. Сурикова при Российской академии художеств, она, москвичка, как-то побывала в Дагестане и влюбилась в этот край. Там она вышла замуж, там, в селе Чох, приобрела себе дом, чем очень гордились её новые соседи по селу. Разумеется, и творчество её было тесно связано с Кавказом.

Со своей стороны член-корреспондент Российской академии художеств, кандидат искусствоведения, председатель Комиссии по культуре и сохранению культурно-исторического наследия Общественного совета при постоянном представительстве  Республики Дагестан Патимат Гамзатова в своём выступлении как специалист остановилась непосредственно на самом творчестве Олега Магомедовича.

«Я очень хорошо знаю его работы 20-летней, 30-летней давности, они совершенно не похожи на то, что мы видим здесь. У него был цикл «обелиски». Эти работы чем-то грустные, чем-то печальные. Они глубокие. И вдруг оказалось, что Клара Власова вернула Олега в Дагестан, потому что все темы, которые мы сейчас тут видим, это дагестанские темы. Оказывается, Дагестан ему дал совершенно новые переживания, в его работах много неба и пространства», - сказала Патимат Гамзатова.

Искусствовед обратила внимание на то, что если другие современные живописцы пишут дагестанское село, то обязательно кривые узкие улочки. Да, такие улочки есть и у Олега, однако за селом обязательно видна широкая перспектива, простор – горы и небо: «оно устремлено в небо, оно поднимается с горами» - говорит П. Гамзатова, описывая сельский пейзаж Пирбудагова.

Друг Олега Пирбудагова, заслуженный художник Республики Дагестан Магомед Кажлаев добавляет, что ему нравится то, что в сущности свою собственную выставку Олег посвящает отцу. По мнению художника, это возвышает Олега, как возвышает человека уважение к родителям. Но и, кроме того, Олег, по его словам, относится к тем творческим личностям, которые живя в своём народе, своим талантом возвышаются над ним, переходят на новый уровень и тем самым свой же народ прославляют.

«Это интересная тема для Дагестана. Уловить грань, как быть дагестанцем и жить дальше и выше. Потому что из этой местечковости, которая нас пронизывает сейчас, надо как-то выходить, не потеряв при этом свои глубинные корни», - говорит Мурад Кажлаев.

Ещё один друг живописца – заведующий кафедрой Института мировой литературы, профессор Казбек Султанов выразился о Пирбудагове проще, лаконичнее и понятнее: «Вся его биография, это эволюция и поиски языка самовыражения. Он искал, постоянно себя самопреодолевая. Дагестан – это его источник вдохновения. Пирбудаговский Дагестан – это творение тонкого лирика», - резюмировал свою мысль заслуженный филолог.

Кроме тёплых слов в свой адрес Олег Пирбудагов получил и очень искреннее поздравление с открытием выставки и букет цветов от представителей Государственной академии славянской культуры, коллектив которого очень ценит творчество живописца и заочно любит Дагестан благодаря его картинам.

В программе открытия выставки, раз уж она посвящена памяти отца Олега – Магомеда Пирбудагова, был и просмотр документально-художественного фильма, который был снят о жизни судьи. Несмотря на то, что просмотр длился около часа, ни один из гостей так и не покинул зал – публика с интересом смотрела на экран, а по окончании ленты долго и бурно аплодировала.

Новости раздела