"

Около 40 современных дагестанских ковров и более 20 ковровых изделий Изаят Меджидовой представлено в Москве

Фото:
2947
2 минуты
Выставка потомственной табасаранской ткачихи, члена Союза художников и Союза дизайнеров России, реставратора тканей и ковров Изаят Меджидовой «Узоры ковра Изаят», которая представляет около 40 современных дагестанских ковров и более 20 ковровых изделий, выполненных в разной технике в период с 1998 по 2016 год, открылась 20 мая во Всероссийском музее декоративно-прикладного и народного искусства в Москве, сообщили РИА «Дагестан» в постпредстве республики при Президенте РФ.

Ковроделие всегда имело у дагестанских народов богатые и обширные традиции. Ремесло, секрет которого передавался из поколения в поколение, от матери к дочери, стало одним из самых традиционных в табасаранских семьях. Технология вязания узла, комбинации узоров, методы окрашивания и другие секреты хранят народы Южного Дагестана как сокровенное знание, прославившее их на весь мир.

Ковры Изаят – произведение искусства, которое оценит и знаток, и любитель. Каждый индивидуален и каждый красив по-своему. Ею, одной из первых, была предпринята попытка возрождения дагестанских ковров. Мастерице удалось восстановить технику ткачества по древним эскизам. Идентичные ковры, которые Изаят и ее помощницы ткут со всем уважением к древним традициям, стали визитной карточкой Хивского района Дагестана.

Работая реставратором в Дагестанском музее изобразительных искусств, Изаят изучила технологию ткачества ковров разных видов, в том числе – ворсовых ковров с двойным уточным закреплением, утерянную в советское время. В 1990 году она возрождает ее в родном Кандыке, а затем распространяет и на сумашное ткачество, что было нетрадиционно. Важнейшее достижение Изаят – восстановление натурального окрашивания шерсти. В течение многих лет Изаят собирает информацию о натуральных красителях, совместно с группой единомышленников много экспериментирует с растениями, из которых в Дагестане издавна получали краску (марена, орех, кора дуба, индиго, барбарис, душица и другие), добиваясь необходимого оттенка. В результате были получены все восемь основных цветов классической дагестанской ковровой гаммы, а также десятки их оттенков. В конце 1990-х годов Изаят Меджидова изобретает новый, более экономный метод ткачества сумахов, получает на него патент и налаживает их производство.

«Наши ковры можно читать как книги. В каждом заложен закодированный смысл и послание, код к пониманию жизни предков. Мы открываем удивительный и разнообразный мир, воссоздавая старинную технику. Повторяя дело наших бабушек и прабабушек, наполняешься гордостью и вдохновением, дающим силы для новых работ и открытий. На выставке впервые представлены безворсовые односторонние ковры – сумахи», – говорит Изаят Меджидова.

В открытии выставки приняли участие руководство музея ДПИ, директор Дагестанского музея изобразительных искусств им. П. Гамзатовой Салихат Гамзатова, искусствовед Татьяна Петенина, сотрудница Постпредства Дагестана Мадина Исмаилова, представители общественности Дагестана и посетители музея. Гости выставки отметили редкостность работ, их высокое качество и талант мастериц. Руководство музея ДПИ выразило восхищение работами Меджидовой, подчеркнув, что такие ковры достойны самого почетного места в фондах любого музея.

Выставка продлится до 19 июня.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела