"

Обряд жатвы прошел в селе Джангамахи Левашинского района

Фото:
7489
3 минуты
Традиционный земледельческий праздник – обряд жатвы («арши дирше»), который сохранился до наших дней, прошел в селе Джангамахи Левашинского района, сообщили РИА «Дагестан» в Республиканском Доме народного творчества министерства культуры РД.

«Осень – пора сбора урожая. Сезон, когда приходит к завершению цикл земледельческих работ. Во многих селах Дагестана проходят народные обрядовые праздники, связанные с уборкой урожая. Традиционный земледельческий праздник прошел в селе Джангамахи Левашинского района», – отметил источник.

Праздник жатвы начинается с раннего утра. Сельчане с серпами и косами выходят в поле, засеянное овсом. Жнут в основном женщины. Мужчины помогают вязать снопы, раскладывают их по полю рядами. Позже снопы на арбе свезут на гумно для молотьбы.

«Перед тем, как засеять поле, весной его вспахивают. Озимые культуры сеют осенью, яровые – весной. Жатва, как и сев, производится обрядом взаимопомощи. Каждой семье помогают соседи, родственники, односельчане. В назначенный день они дружно выходят на поле», – рассказала руководитель Центра традиционной культуры народов России села Джангамахи Марзият Асхабова.

Жатва сопровождается песнями и музыкой. Считается, что пение помогает организовать ритмичный темп работы. После жатвы участники обряда устраивают совместную трапезу с традиционными угощениями: хинкалом, чуду, вареным мясом и напитком из проса – бузой. По окончании трапезы  принято читать молитвы, в которых благодарят Всевышнего за богатый урожай.

Снопы с поля на арбе везут на гумно, которое представляет собой ровную площадку. На ней ровным слоем раскладывают снопы и приступают к молотьбе. Молотильными орудиями служат толстые доски («иргми») со вбитыми снизу острыми кремневыми отщепами. Доски тащат лошади или быки. Чтобы утяжелить доски для качественной молотьбы, на них часто сажают и детей. Таким образом, из колосьев вышелушивается зерно, а солома превращается в мякину, которая  идет на корм для скота. Женщины просеивают зерно с мякиной на ветру и, как бы призывая к себе ветер, приговаривают: «Чилви-чилви».

Полученное зерно измеряют деревянной меркой («барха») и определяют, сколько зерна оставить для помола, сколько – для посева на следующий год. Первое зерно по традиции женщины мелют с помощью каменных жерновов. Из крупы  готовят кашу, которой угощают всех собравшихся.

Окончание молотьбы отмечается праздником «хъису». Неотъемлемой частью обряда становятся танцы, песни, среди которых и традиционные ритуальные.  Например, песня о девушке, которая, собираясь на жатву, созывала на помощь птиц и животных.

Главная миссия народных праздников, связанных с сельскохозяйственным циклом, – не только трудовое, но и духовно-нравственное, патриотическое воспитание подрастающего поколения. «Дети должны знать, как добывается хлеб. Через обряд жатвы мы показываем им, что хлеб достается очень большим трудом. Путь от зерна до хлеба длинный и трудный: весной поля очищают от камней, пашут и засевают зерном, летом – не дают зарости сорняками, осенью жнут. То есть целый год, прежде чем хлеб окажется на нашем столе, человек трудится на поле. Надо передавать наши традиции подрастающему поколению, и мы это по возможности делаем», – отметила учительница джангамахинской школы Нарижат Абдусалимова.

Сегодня очень важно сохранять и популяризировать народные традиции – и не только художественные, но и семейные, трудовые. Не случайно вопросы и проблемы культурного наследия – одни из ключевых в государственной культурной политике. С их сохранением и развитием связывают сохранение национальной идентичности, российской государственности. Поэтому сегодня деятельность министерства культуры, Республиканского Дома народного творчества и других подведомственных учреждений, в том числе и муниципальных культурно-досуговых учреждений, является ключевой в вопросах духовно-нравственного, патриотического воспитания.

Новости раздела