"

Научно-популярные чтения приурочили в Театре поэзии к 160-летию со дня рождения художника Франца Рубо

Фото:
1543
4 минуты
Международные ежегодные научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо», приуроченные к 160-летию со дня рождения художника Франца Рубо, прошли 15 июня в Театре поэзии в Махачкале, сообщили РИА «Дагестан» в учреждении.

Франц Алексеевич Рубо – русский художник, крупнейший мастер батальной живописи конца XIX – начала XX века, родился в 1856 году в Одессе, учился в Баварской академии художеств в Мюнхене, затем в частной художественной школе художника-баталиста Йозефа Брандта. В 1885 году он получает правительственный заказ на написание серии картин для Военно-исторического музея («Храм славы») в Тифлисе, для выполнения которого художник много путешествовал по Кавказу и Средней Азии.

Инициатор чтений, историк творчества Франца Рубо, член Ассоциации искусствоведов Джамиля Дагирова рассказала зрителям о художнике и его знаменитой панораме «Штурм аула Ахульго», фрагменты которой экспонируются в Дагестанском музее изобразительных искусств имени Патимат Гамзатовой. В 1888 году Франц Рубо написал картину «Взятие Ахульго», и сюжет так увлек художника, что он задумал панораму на эту же тему. Имея на тот момент большой опыт батальной живописи, прекрасные знания кавказской действительности и творческий интерес, художник взялся за создание первой русской панорамы, в которой отразилось одно их ключевых событий Кавказской войны.

Панорама «Штурм аула Ахульго», созданная в 1889-1890 годах, имела размеры 120х12 метров, успешно экспонировалась в Мюнхене, Париже, Нижнем Новгороде. Затем она была приобретена Николаем II и передана в Военно-исторический музей, где хранилась десять лет и была значительно повреждена. Для следующей выставки в Севастополе сам Франц Рубо провел реставрацию полотна. С 1909 года панорама экспонировалась в Санкт-Петербурге, а с началом Первой мировой войны в 1912 году она была накатана на вал и сложена на хранение в подвалы Павловских казарм. В 1922 году передана на хранение в Музей артиллерии, где значительно пострадала от сильнейшего наводнения в 1924 году.

С 1928 года панорама хранилась в дагестанском музее. Спустя шесть лет хранения специальная комиссия пришла к заключению, что реставрация полотна нецелесообразна, было вырезано и законсервировано в хранилище три фрагмента картины, остальное же было приказано «сдать в утиль». Первые попытки реабилитации панорамы «Штурм аула Ахульго» предприняла директор музея искусств Патимат Гамзатова в 1965 году. В 1989-1991 годах была выполнена художественная реставрация одного из фрагментов, хранящихся в музее, еще два подверглись технической реставрации. Патимат Гамзатова не оставляла надежды восстановить панораму, с 1993 по 1997 годы в Студии военных художников имени Грекова по сохранившейся фотографии 1911 года был создан эскиз-копия панорамы в масштабе 1:10. В 2012 году в Дагестанском музее изобразительных искусств прошла масштабная выставка, посвященная кавказскому периоду живописи Франца Рубо, где было собрано практически все, что сохранилось на данный момент в музеях и архивах страны.

О кавказском, а именно «дагестанском», цикле живописных полотен рассказал доктор исторических наук, профессор ДГУ, научный сотрудник Дагестанского государственного объединенного музея Хаджи-Мурад Доного. В музее хранится одна из первых работ цикла – «Штурм крепости Салты», написанная в 1886 году, «Взятие аула Дарго» и «Вступление императора Петра I Великого в Тарки» (хоть полотно и не посвящено событиям Кавказской войны, но справедливо относится историками к «дагестанскому» периоду). Полотно «Взятие Гуниба и пленение Шамиля» хранилось в музее города Грозного, но значительно пострадало во время чеченских событий 1990-х годов, сейчас находится на реставрации в Москве. Еще одна картина – «Смерть генерал-майора Слепцова» – хранится в Национальном музее Чеченской Республики, а вариант этого полотна хранится в Ставропольском краевом музее изобразительных искусств. В Дагестанском музее изобразительных искусств хранятся «Взятие Ахульго», «Штурм аула Гимры» и «Переход Аргутинского через снежные горы Кавказа». Местонахождение картины «Молитва Шамиля перед боем» неизвестно.

Историк Сергей Манышев рассказал о медицине Дагестана первой половины XIX века, об особенностях оказания помощи в ходе Кавказской войны, о мифах и заблуждениях, связанных с тем периодом истории.

Завершала чтения искусствовед, член АИС, заместитель директора Музея-заповедника – этнографического комплекса «Дагестанский аул» Татьяна Петенина выступлением под заголовком «Мой Рубо». Она рассказала о годах работы в музее искусств, когда Патимат Гамзатова день за днем боролась за панораму «Штурм аула Ахульго», о своих поисках и интересе к знаменитому художнику, посещении тех мест, где происходили события, изображенные на полотнах Рубо.

Завершая научно-популярные чтения «Кавказский дневник Рубо», Джамиля Дагирова отметила, что в следующем году исполняется 110 лет со дня открытия Военно-исторического музея («Храм славы») и пригласила к участию в чтениях всех искусствоведов, историков, ученых, желающих внести свой вклад в изучение наследия Франца Рубо и нашей истории.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела