"

Музей изобразительных искусств к 105-летию Галины Конопацкой представит свою коллекцию работ художника

Фото:
1853
2 минуты
Дагестанский музей изобразительных искусств 24 ноября представит выставку к 105-летию художника Галины Конопацкой. В экспозицию войдут более тридцати работ, выполненных в разных техниках – масляная и темперная живопись, печатная и оригинальная графика, являющихся частью коллекции ДМИИ.

«Творчество Конопацкой поистине является одной из ярчайших страниц в истории и искусстве республики. Музейная коллекция ее работ невелика – она насчитывает 32 произведения мастера. В экспозицию данной выставки вошли работы как ставшие уже хрестоматийными: “Танец”, “Ликбез”, “Материнство”, “Песня”, “Горянка”, “Праздник первой борозды”, “Голубь мира”, “Улица в Ахтах”, “Ковровщицы”, так и редко выставляющиеся произведения. Но и те, и другие достойны особого внимания», – отметил источник.

Экспозиция выставки построена хронологически, охватывая двадцатилетний период – с 1958 по 1978 год. Это пейзажи, портреты, но большая часть работ – это жанровые, тематические композиции, иллюстрирующие повседневность и праздники дагестанского быта.

Галина Конопацкая родилась 25 декабря 1911 года в Киеве, в семье преподавателя гимназии. В 1930 году поступила в студию художника Михаила Леблана. В 1934-1941 годах училась в Московском институте изобразительных искусств имени Сурикова. В 1955 году переезжает с семьей в Дагестан, в Махачкалу. Вплоть до последних лет жизни Конопацкая много работает, ездит по республике, работает в Дагестанском книжном и учебно-педагогическом издательстве по оформлению книг, участвует во всероссийских и республиканских выставках. Она изучила быт и культуру дагестанцев. Но при этом ее работы, в своей массовости, не несут этнографических характер, не являются документацией тех или иных исторических событий и персоналий. Они передают жизненную энергию, и даже самые простые, на первый взгляд, сюжеты несут сакральный смысл («Самолет улетел», «Перегон скота», «Скачки», «Махачкала строится», «Махачкалинские Черемушки», «Море в Махачкале», «Переселение с гор на плоскость», «Огородницы», «На рыбном комбинате», «Сбор яблок», «Сбор яблок в Касумкенте», «Стирка белья»).

Конопацкая не имела учеников в прямом смысле этого слова, но ее влияние прослеживается в творчестве нескольких поколений дагестанских художников. Художник принимала участие во всех республиканских выставках, в выставках разного уровня в разных городах станы, так и за ее пределами. Ее произведения становятся известными все более широкому кругу зрителей как в СССР, так и за его пределами.

Произведения Конопацкой приобретались в разные годы министерством культуры СССР, РСФСР. Ее работы хранятся в фондах Государственного литературного музея, Музея искусства народов Востока, Государственной Третьяковской галереи, Музее искусств города Комсомольска-на-Амуре, Дагестанском музее изобразительных искусств, Музее истории города Махачкалы, в фондах различных галерей. Большое количество работ находится в частных и корпоративных коллекциях.

Творческое наследие Галины Конопацкой огромно. Это более тысячи живописных полотен, выполненных в разной технике (масло, темпера, энкаустика), сотни листов печатной графики (линогравюра, офорт, литография, монотипия), множество листов оригинальной графики (карандаш, тушь, акварель, пастель, фломастер, гуашь), замечательная книжная графика, театрально-декорационные работы, произведения прикладного искусства (гобелены, вышивки, аппликации).
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела