"

Министр культуры Дагестана в рамках культурно-инвестиционного форума рассказала о традициях культуры хозяйствования в республике

Фото:
3805
4 минуты
Министр культуры Дагестана Зарема Бутаева выступила на пленарном заседании Всероссийского культурно-инвестиционного форума «Культура и экономика региональной политики в современных условиях», которое проходило 22 апреля в Доме дружбы, с докладом о традициях культуры хозяйствования и хозяйственной культуры в Дагестане.

По ее словам, дагестанский культурно-хозяйственный феномен состоит в оптимальном сочетании земледелия, скотоводства и ремесел, народного поэтического творчества в органическом сочетании с музыкально-поэтическим творчеством, максимально адаптированных к природно-климатическим условиям, с учетом экологических возможностей края.

Территория Дагестана относится к областям древнейшего возникновения производящего хозяйства. Здесь, как установлено археологическими исследованиями (Чохское поселение), уже с эпохи мезолита прослеживаются следы ранних форм земледелия и скотоводства. Наличие свидетельств древних образцов местных сортов злаковых и фруктов, пород скота свидетельствует о глубоких корнях земледельческой и скотоводческой традиции народов Дагестана. По уровню интенсивности и технологического совершенства горное террасное земледелие Дагестана академик Н. Вавилов относил к мировым достижениям в области хозяйственно-экономического освоения горных ландшафтов.

В условиях горных районов Дагестана высокие хребты и глубокие ущелья, горные реки и сочные долины определили основные формы хозяйствования человека, научили максимально с пользой и ответственностью использовать тепло солнца, обилие воды и своеобразие ландшафта, породившего террасное земледелие и террасную архитектуру, отгонное животноводство и промыслы. Человек был предельно внимателен к тому, что давала ему природа. Возделывание земли, выращивание скота в трудных условиях высокогорья и предгорий плюс опыт и знания с эпохи бронзы обработки металла способствовали развитию у горцев самых разнообразных навыков и умений. Это позволило им уже в эпоху средневековья и особенно феодализма создать фактически полный производственный цикл в формате натуральною хозяйства.

Это была особая культура, определенный свой сложившийся опыт бытия. Исторически Дагестан располагал самым большим на Северном Кавказе количеством кустарных производств, которые имеют многовековые традиции, самобытные технологии и эстетические каноны и, несомненно, представляют интерес. До настоящего времени индивидуальный труд и современные предприятия народных художественных промыслов, ювелирные центры в Кубачи и Гоцатле, ковроткачество в Табасаране и Дербенте, гончарное дело в Балхаре и Сулевкенте – являются значимой составляющей экономической жизни.

В культуре хозяйственной деятельности населения Дагестана большую роль играла отраслевая специализация. В равнинной и предгорной зоне, где были более благоприятные природные условия, более развито было земледелие. В горной части, где удобной для пахоты земли было мало, характерно было скотоводческо-земледельческое хозяйство и домашние промыслы. Высокогорье, отличающееся обилием альпийских субальпийских пастбищ, было районом развитого овцеводства. Именно горцам удалось создать особую горскую культуру, благодаря четко структурированной и рационально устроенной системе хозяйствования, ставшей не только еще одним экономическим компонентом жизнеобеспечения, но и позволившей органично воссоединить труд с духовностью, психологическими и поведенческими особенностями человека, его представлениями и верой.

Все виды народного искусства, строительства и архитектуры горцев, так или иначе, а чаще напрямую связаны с основными формами хозяйствования. Овцеводство породило ткачество, шитье, вышивание, вязание, скудость земли приучила людей к терпеливости в работе с металлом. Умение создавать инструменты и орудия проявилось и в прекрасном и многообразном медно-чеканном и бронзолитейном искусстве, в изготовлении утвари, кузнечном деле, создании украшений из серебра, парадного и боевого оружия, самобытного ювелирного искусства. Создавались утилитарные и одновременно высокохудожественные изделия из дерева, архитектурные рельефы и надмогильные памятники из камня, богатая и разнообразная керамика, обработка кожи, кости и прочего.

Благодаря такой сложившейся на протяжении многих веков системы жизни и хозяйствования человека, так называемой «народной экономике», появилась система разделения труда, способствовавшая свободному и взаимовыгодному обмену продуктами и предметами труда между жителями гор, долин и равнин, и служила мощным фактором взаимообогащения культур, сохранения межэтнического мира, взаимопомощи, чем традиционно славится Дагестан.

Особой культурный пласт традиционной культуры хозяйствования, бытие горцев – народные песни, обряды, календарные праздники, связанные с хозяйственной деятельностью. Это исторически сложившиеся праздники Первой борозды, встречи весны (у разных народов он называется по-разному), урожая, праздник семьи и другие.

Еще одной особенностью ведения своего хозяйства можно обозначь подучившую популярность на рубеже XIX и начале XX вв. так называемую сезонную миграцию – «отходничество», проявлявшуюся в переносе производства (мастера) за пределы своего села – это в основном были ремесленники и мастера-оружейники.

Ежегодные перегоны скота на зимние и летние пастбища, масштабные занятия почти трети мужского населения отхожими промыслами способствовали налаживанию социальных связей дагестанцев, как между собой, так и с народами сопредельных краев (Закавказья, Северного Кавказа и юга России), обмену производственными и культурными навыками. Традиции отходничества и сегодня характерны для Дагестана, обусловленные объективными и субъективными общественно-политическими и экономическими причинами.

Исходя из вышеперечисленных форм хозяйствования, подытожила Бутаева, можно уверенно говорить не только о высокой культуре ведения хозяйства, многообразии ее форм и богатого производственного опыта, но и о том колоссальном общественном, социальном опыте горцев, их безусловном таланте и способности принимать и перенимать нужные и лучшие знания и опыт, быть активными и предприимчивыми, изобретательными и трудолюбивыми. Дагестанцы всегда были открыты для внешнего культурного воздействия как с Востока, так и с Запада.

Новости раздела