"

Магомедали Магомедалиев 25 лет работает на Унцукульской художественной фабрике

Фото:
2080
5 минут

Вот уже 25 лет Магомедали Магомедалиев работает на Унцукульской художественной фабрике. Насечка по дереву стала делом всей его жизни. Магомедали Магомедалиев – один из самых лучших мастеров Унцукуля, инкрустирующих дерево. С его легкой руки обычный кусок дерева превращается в волшебной красоты трости, вазы, чернильные приборы, солянки, шкатулки. Сегодня искусство унцукульских мастеров, как и прежде, востребовано, но интерес к нему постепенно угасает: все хотят «легких» денег, поясняет нам мастер, а инкрустация по дереву – дело не простое. Тут требуются усидчивость, большое терпение и огромная любовь к насечке по дереву. Зато результат, как правило, радует глаз и приносит неплохую прибыль.

Совсем недавно Магомедали Магомедалиев стал лауреатом государственной премии «Душа Дагестана» в номинации «Лучший мастер» и намерен завоевать звание «лучшего» на следующем этапе федерального уровня. О том, как сегодня работается унцукульским мастерам, какое будущее ждет искусство, о любви иностранных туристов к унцукульским изделиям и многом другом Магомедали Магомедалиев рассказал в интервью.

– Расскажите, как вы начали заниматься этим ремеслом?

– Это было в 8 или 9 классе. Тогда моя старшая сестра работала на художественной фабрике и приносила работу домой. Однажды мне стало интересно, и я решил попробовать постучать по вазе молотком. Постепенно я научился этому ремеслу. И вскоре начальник цеха уже и не отличал, где работы моей сестры, а где мои. Потом, когда я окончил школу, мой друг Гусейн посоветовал мне пойти работать на фабрику, где работал и его дедушка. И вот с 1991 года я работаю там. Это стало делом всей моей жизни. Три первых месяца мы с другом работали подмастерьями у Абдулы Магомаева. Помню первое задание – поставить рукоятку на трость. Я тогда подумал, что мне никогда не осилить эти 12 операций, которые предстояло выполнить вручную. Но за три месяца мы обучились искусству унцукульских мастеров. Вот уже 25 лет я работаю на фабрике.

– Не было желания бросить этот кропотливый труд и заняться чем-нибудь другим?

– Если честно, нет. Это дело у меня уже в крови. У меня есть и высшее образование, я окончил факультет государственной муниципальной службы Северокавказского филиала академии государственной службы при президенте РФ по специальности «менеджер на предприятии». Но работе по специальности я предпочитаю свое хобби, свое любимое занятие.

– Вы работаете на фабрике, некогда являвшейся «визитной карточкой» Унцукуля. Как обстоят сегодня дела на фабрике?

– Сегодня на фабрике удручающее положение. Мастеров осталось мало. Я – единственный мужчина-мастер на фабрике, помимо меня работает еще несколько женщин. Жалко, что такое искусство угасает. А ведь сегодня эти изделия востребованы. Но среди молодежи нет особого интереса к этому ремеслу. Нет средств на их обучение, нет нового современного оборудования, станков. Все устарело. Наши станки на фабрике – мои ровесники. Сегодня фабрике очень нужна государственная поддержка.

– Молодежь Унцукуля вообще проявляет интерес к искусству предков? Хотя бы в виде бизнеса на дому?

– Есть и такие, которые проявляют большой интерес. У меня, например, есть ученик, которого я научил ремеслу. Но в основном молодежь хочет «легких» денег, заработать быстро и легко. А на этом деле быстро не заработаешь: нужны усидчивость, терпение и желание работать.

– Это ремесло вообще прибыльное?

– Да, конечно. Для меня ведь это не только хобби, но и мой заработок, на который я содержу семью. Есть спрос на изделия, у меня бывает много заказов. Например, на прошлой неделе у меня были клиенты со штата Алабама и штата Колорадо. Майкл Смитт с Колорадо – мой давний клиент. Он хорошо знаком с унцукульскими изделиями. Недавно он привел еще одного американца – из Колорадо, который заказал 16 наименований изделий. Они сняли про меня хороший видеоролик. Есть клиенты, которые живут в Нальчике и приглашают туристов на Эльбрус. Приезжают туристы из Америки, знакомятся с унцукульскими изделиями и по их желанию им организуют даже поездки в Унцукуль, где они могут познакомиться со всем процессом инкрустации по дереву.

– Какие изделия пользуются большей популярностью и что ценят ваши клиенты, в частности, иностранцы в унцукульских изделиях?

– Самой большей популярностью пользуются мелкие изделия: солонки, карандашницы, подсвечники, пиалы, чашки. Но трость – это визитная карточка унцукульских мастеров. Ее берут все. Также на подарок гостям и государственным деятелям часто заказывают напольные вазы с гербами и чернильные приборы. Больше всего клиенты ценят качество дерева и ручную работу. Также часто просят обмазать изделие пчелиным воском изнутри, чтобы оно было не просто декоративным украшением, но и практичной вещью. После покрытия можно в изделие наливать воду, мед, класть фрукты.

– Сколько времени отнимает у профессионала работа над отдельным изделием, например, средней вазой?

– Сперва мы сушим дерево и этот процесс может занять месяц-полтора. А если это большая напольная ваза, то и полтора года. После этого отдаем женщинам на инкрустацию, они по своей фантазии рисуют узоры, наносят орнаменты, потом идет полировка, покраска и лакировка. Последнее занимает в среднем неделю. Примерно месяц нужен на среднее изделие, на маленькое и двух недель хватает. А на крупные изделия уходит минимум полтора года.

– У вас очень много наград и грамот…

– У меня есть Почетная грамота министерства культуры Дагестана, Почетная грамота Главы республики Рамазана Абдулатипова. Недавно я стал лауреатом премии «Душа Дагестана» в номинации «Лучший мастер». Есть такая же награда и федерального уровня, будем стараться получить ее.

– Желаем Вам успехов в этом деле и в вашей профессии!

– Спасибо. Хочу пожелать, чтобы такое искусство действительно никогда не угасло, чтобы молодежь тянулась к нему и красивые старинные орнаменты ожили в руках молодых, талантливых мастеров Унцукуля.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела