"

Игорь Олейник: «ДГОМ переживает процесс адаптации к новым социально-экономическим условиям и аспектам самоопределения»

Фото:
1272
14 минут

Головной музей Дагестанского государственного объединенного исторического и архитектурного музея имени Алибека Тахо-Годи 4 октября 2016 года после переезда в новое здание, трехлетней консервации и генеральной реконструкции открыл свои двери для дагестанцев и гостей республики. В 19 залах музея сегодня развернута экспозиция, рассказывающая историю Дагестана, начиная с древнейших времен до наших дней. За неполные два месяца, начиная с 5 октября, обновленную музейную экспозицию осмотрели свыше 1,7 тысячи посетителей. По словам исполняющего обязанности генерального директора музея Игоря Олейника, в тех условиях, в которых музей приступил к работе, его руководству необходима гибкость, поиск нетрадиционных схем при решении задач сохранения, презентации, интерпретации музейных коллекций и привлечения в его залы посетителей.

«Музейное дело во всем мире за последнее десятилетие шагнуло далеко вперед. Вынужденная трехлетняя консервация головного музея остановила его развитие, но и три года назад старейший музей Дагестана находился далеко не в блестящем состоянии. Современный музей – это не пыльные витрины в окружении спящих бабушек – смотрительниц. Музеи в современном мире постепенно превращаются в многофункциональные площадки для реализации творческой инициативы не только его сотрудников, но и его посетителей. Основными тенденциями в подходе к деятельности музеев можно считать интерактивность в работе с экспозициями, креативность мышления специалистов, ведущих диалог посетителя и музейного пространства, а также внедрение технических новинок. Современные музеи – это скорее мультимедийные центры и арт-клубы, которые объединяют любителей самых разных форм искусства. Это большая работа, которая требует времени, средств и привлечения широкого круга специалистов, и коллектив сотрудников нашего музея осознает необходимость качественных перемен в работе», – отметил Олейник.

Переподготовка музейного персонала

В этих условиях самой острейшей проблемой для объединенного музея со всей сетью его филиалов остается нехватка квалифицированных кадров, все аспекты подготовки и переподготовки музейного персонала остаются самыми актуальными. «Ситуация на сегодняшний день такова, что рыночные процессы и общее развитие цивилизации, включая средства массовой коммуникации, существенным образом изменили содержание профессионализма музейных работников, усилили необходимость критического переосмысления места и роли музея в современном обществе и современном мире. Первостепенное значение имеет подготовленность и компетентность музейных сотрудников, выбранная руководителями стратегия развития и механизмы управления. Однако, объективные реалии, в которых сегодня существует главный музей Дагестана, самое крупное музейное объединение Северо-Кавказского федерального округа, представляют собой картину не радужную. Музейный персонал работает подчас в условиях экономической нестабильности, отсутствия долговременного планирования, дефицита материально-технических ресурсов и специально подготовленных музеологов», – заявил гендиректор музея.

Серьезную озабоченность вызывает состояние дел в большинстве филиалов ДГОМ. В связи с чем необходимо провести комплексную проверку всех тридцати восьми филиалов ДГОМ. Для этого предстоит разработать критерии оценки качества работы по всем направлениям деятельности. Сюда входит фондовая работа, проведения выставок и мероприятий, финансово-хозяйственная деятельность, привлечение посетителей, работа со школами и т.д. Эта проверка, по словам Олейника, должна показать полную картину состояния дел в филиалах. После этого можно будет сделать какие-то выводы, вплоть до целесообразности функционирования того или иного филиала.

«ДГОМ переживает сегодня процесс адаптации к новым социально-экономическим условиям существования и новым аспектам самоопределения. Сегодня перед нашим музеем стоит задача сформировать список специальностей и компетенций музейных сотрудников, а в дальнейшем трансформировать методологию их подготовки, в чем процесс взаимодействия музеологии как теоретической науки о музеях и практики музейного менеджмента видится наиболее результативным и комплексным направлением работы. Для решения этой проблемы очевидна необходимость обучения и переобучения музейного персонала всей сети филиалов ДГОМ. В идеале – это различные выездные стажировки, обучающие семинары по усовершенствованию кадров, конференции и методические консультации. Но все это требует немалых финансовых вложений, которые в бюджете нашего музейного объединения не предусмотрены», – говорит Олейник.

Из доступных и эффективных вариантов обучения сотрудников ДГОМ на сегодняшний день руководитель музея считает получение современной методологической информации научного и прикладного характера по интернету, но даже в головном музее не хватает для этого технических средств, не говоря уже о филиалах.

«Существует огромное количество виртуальных библиотек, официальные сайты лучших музеев мира, обучающие порталы, где можно принять участие онлайн в различных веб-семинарах и лекториях. Изучение интернет-ресурсов и специализированных порталов, имеющих отношение к музейной профессии и музейной практике, уже сегодня помогли бы начать улучшать удручающее положение с профессиональной квалификацией работников. Но, к сожалению, даже в головном музее ДГОМ катастрофически не хватает персональных компьютеров, проекторов, сенсорных экранов, других технических средств, не говоря уже о филиалах музея, где наличие хотя бы одного компьютера и проведение доступного интернета необходимы как воздух. Эта проблема требует максимально быстрого решения. На сегодняшний день отсутствие этого вида связи во многих филиалах ДГОМ лишает нас элементарной возможности решать текущие рабочие вопросы и своевременно получать информацию о деятельности наших филиалов», – отметил он.

Несмотря на это, руководство музея старается находить возможности для повышения квалификации и ищет максимально эффективные и материально посильные форматы обучения. Несколько дней назад семинар для научных сотрудников, хранителей фондов и реставраторов музея провел профессор Дагестанского государственного университета Хаджимурад Доного. Он рассказал о тенденциях оформления витрин и современных способах подачи экспонатов, которые практикуются в ведущих музеях мира. Семинар сопровождался показом слайдов и вызвал большой интерес у сотрудников ДГОМ.

Учет музейных предметов и коллекций

Одним из приоритетных направлений фондовой работы является учет музейных предметов и коллекций. Для этого в ДГОМ была внедрена и использовалась автоматизированная система «Музей 3». Научные сотрудники фондов имели возможность реализовать работу по предоставлению сведений о музейных предметах для включения в государственный каталог музейного фонда Российской Федерации, который представляет собой электронную базу данных, содержащую основные сведения о каждом музейном предмете и каждой музейной коллекции. В связи с переездом музея в апреле 2013 года в новое здание работа в этом направлении была прервана и не ведется уже более 3-х лет. В ближайшее время необходимо восстановить в полном объеме функционирование автоматизированной системы «Музей 3», но опять-таки встает вопрос об оснащении музея современным компьютерным и сетевым оборудованием.

Очень актуальным видится руководству ДГОМ создание научного центра для работы в содружестве с научным сообществом республики, в задачи которого будет входить процесс переосмысления исторического процесса, восстановление его забытых страниц и исторических имен. «Ученые воспринимают прошлое через призму настоящего, постоянно трансформируют и переосмысливают, находя в исторических реалиях новые смыслы. Такая работа поможет со временем выработать и усовершенствовать концепцию музейной экспозиции», – считает Олейник.

ДГОМ – как музейный и научный центр

По словам заместителя гендиректора ДГОМ Джамили Дагировой, музей такой категории является по статусу полунаучным учреждением, потому крайне необходимо оживить и расширить работу, отведенную в научном поле. Это грамотное подробное описание/атрибуция экспонатов, коллекций, введение полученных знаний и изображение экспоната в научный оборот, составление каталогов коллекций как мощной источниковой базы для фундаментальных исследований в дальнейшем. Главной фигурой в этом деле является научный сотрудник фондов музея, в обиходе «хранитель». Хранитель изучает, обобщает, поставляет информацию, вносит предложения, участвует во всей горизонтали музейной деятельности. Именно благодаря знаниям и творческой инициативе хранителя, рождаются многие музейные проекты и происходят экспозиционные прорывы.

«Научные сотрудники фондов ДГОМ с многолетним опытом работы. Было бы продуктивно сегодня придать их работе большую значимость и персональную ответственность именно как исследователей, а не только хранителей, предоставить возможность сотрудничать, консультироваться с учеными и коллегами, иметь "библиотечный день". Итогом таких плановых исследований могли бы стать ежеквартальные внутримузейные чтения, на которых все сотрудники с приглашением коллег-музейщиков, студентов и магистрантов-историков делились бы полученным опытом, а Ученый совет музея после соответствующей доработки готовил небольшие вестники», – считает Дагирова.

Также, по ее словам, необходимо укрепить и так называемую научную работу по подготовке аннотаций, экспликаций, этикетажа: «Это направление является крайне важным и по сути лицом научно-просветительского потенциала музея. В связи со сложившейся спецификой организации работы имеет смысл выделить несколько специалистов в научно-методический отдел или сектор для выполнения этой работы под руководством ученого-секретаря. Также этот отдел должен готовить совместно с научными сотрудниками фондов материалы для путеводителей и буклетов к экспозициям и выставкам музея».

Пробелы в собраниях

Знание состояния и содержания каждого из фондов позволяет в целом понять уровень собрания – ее целостность во времени, полнота и охват, отражение исторической и событийной последовательности. Как сообщила Дагирова, в собрании ДГОМ существуют некоторые пробелы, подчас и целые лакуны различных исторических периодов, персон, событий. Этому есть как объективные, так и субъективные причины.

«В процессе подготовки новой экспозиции эти проблемы очень громко заговорили о себе. Как известно, работа по пополнению коллекции абсолютно вытекает из понимания состояния фондов и сопряжена с двумя обстоятельствами – деньгами и профессиональными амбициями, и творческим беспокойством хранителя заполучить недостающий "пазл". В постсоветский период музеи не радовали средствами на закупку, но всегда есть иные пути, не запрещенные законами и инструкциями», – отметила она.

Если материалы по XV-XIX векам достаточно укомплектованы временем и обстоятельствами, то раздел «Естественная история Дагестана» («Археология», «Палеонтология», «Флора и фауна», «География и геология» и другие), по словам замдиректора музея, вполне могли пополняться за счет установления тесных деловых контактов с Дагестанским научным центром, университетами, краеведами, частными музеями и т.д. Хранители фондов должны фиксировать и доводить вопросы пробелов в их коллекциях на заседание Ученого совета и фондово-закупочной комиссии, ставить в план работы сбора и будущих закупок, вести переговоры о безвозмездной передаче и т.д.

Печально обстоит дело с материалами по XX веку, так называемой советской партийной истории, времени революции, Гражданской и Великой Отечественной войн, советского общества, которая закончилась к началу 1990 года. На музейной экспозиции не отразился тот огромный переворот, открытия в исторической науке, появившиеся в постсоветский период и по сегодняшний день. Необходимо, по словам Дагировой, с объективной точки зрения, учитывая все факты, создать новые экспозиции по революции и особенно гражданской войне в Дагестане с отражением «обеих баррикад», коллективизации, репрессиям, эмиграции, «оттепели» и т.д. Придать разделам больше персонального характера, отразить людей, прославивших Дагестан, но незаслуженно забытых. В этом вопросе большое подспорье могли бы оказать контакты и сотрудничество с государственными и частными архивами Дагестана, республик Северного Кавказа, России, Грузии, Азербайджана, молодыми исследователями и коллекционерами.

Самый большой провал как в собирании, так и в представлении, по информации Дагировой, в блоке так называемого постсоветского периода – с 1990 года и по сегодняшний день. «Исторический музей – это хранитель истории, в определенной степени он хроникер, и хотя бы на уровне вспомогательных фондов должен отслеживать и современный материал - фотографии, публикации, награды, продукцию и т.д. Ведь даже если бегло обернуться назад, то за прошедшие 25 лет произошло огромное количество событий и перемен, поворотов в общественном и духовном сознании. У этого времени есть и свои несомненные герои. И об этом мы должны говорить», –заявила Дагирова.

Для фонда «Постсоветский – Новый Дагестан» отмечена необходимость составить план, обозначить направление и способы сбора материала, используя как старые проверенные способы (запросы в государственные учреждения, организации и предприятия), так и личные контакты, возможности.

«Памятуя как старый опыт ДГОМ, так и родственных исторических музеев, целесообразно создать научные отделы, которые бы занимались разработкой фондово-исследовательских направлений либо по хронологии, либо по тематике. Это позволит избежать "бесхозных" периодов, тем и невнятных экспозиций. Очень эффективно работает программа "дар музею" при грамотном построении работы, взаимных обязательств и обратной связи. При этом одновременно необходимо произвести ревизию практики "сбора локального материала"- экспонатов по плану, который ставится перед филиалами в погоне за отчетом и не всегда компетентным взглядом, не различая в предмете "музейный уровень" сотрудники филиалов тащат к себе в фонды либо не то, либо аналогичное и в массовом порядке. Происходит мощное засорение коллекции, что является недопустимым, хотя и увеличивает консолидированный фонд. Необходимо усилить работу фондово-закупочной комиссии на предмет экспертизы филиальных сборов и особенно включение их в постоянную экспозицию», – считает Дагирова.

Совершенствование экспозиции

Касательно постоянной экспозиции ДГОМ, представленной к открытию музея, Дагирова отметила, что в силу объективных причин она не может претендовать на законченный вариант. Это скорее "пилотный" вариант, который в ближайшее время будет подвергнут пополнению и расширению. Экспозиции такого временного (от каменного века до 2016 года) и территориального масштаба (20 залов общей площадью около 1000 квадратных метров) по законам жанра было бы хорошо проводить планомерно – от концепции к тематико-структурному плану, далее к художественному проектированию и дизайну экспозиции, монтажу и, наконец, научному копирайту.

«Совершенствование нынешней экспозиции крайне важно и необходимо, но на эксперименты и самодеятельные опыты уходят время и деньги, есть опасность неприглядных решений и ошибок. Есть угроза создания беззвучной, патетико-монотонной экспозиции – простого показа наличия экспонатов, эдакую выставку достояний музея, по типу "открытого показа фондов". И здесь без специалистов не обойтись. В случае с музеем такого масштаба я предложила бы обратиться к специалистам из профильных организаций, специализирующихся на создании музеев и выставок. Среди художников и дизайнеров республики так же есть профессионалы, работающие одновременно в проектировании, дизайне, оформлении. Возможно привлечение архитекторов и фотографов.

Оформление, подача экспонатов безусловно важны, но гораздо важнее не как и чем, а о чем вести со зрителем диалог. Ведь каждый житель республики – потомок свидетелей и участников событий, которые показывает музей, он еще что-то помнит, слышал, хранит. Сегодня нельзя демонстрировать монолог, а попытаться вместе прожить, прочувствовать свое прошлое, проговорить и вынести урок, почувствовать себя частью целого народа, ведь история Дагестана – эта связанная история человеческих судеб», – сказала она.

Выставочная работа

При музее создан прекрасный во всех смыслах культурно-выставочный центр, находящийся в стенах музея и одновременно обособленный – имеющий отдельный вход. В корпусе КВЦ есть выставочный зал площадью более 100 квадратных метров, арт-студия, рабочая зона. Основные функции этого центра – проведение выставок, проектов, презентаций и открытых мероприятий. Выставочная политика строится по принципу «все гости к нам и с нами». Выставочный год в музее планируют разделить на две части: первая – это проекты и выставки из фондов головного музея и филиалов (тематические, юбилейные, концептуальные), вторая – выставки внешние –авторские, совместные проекты из дагестанских музеев и художественных институций, выставки художников, детские, благотворительные, коммерческие.

«Можно сказать, что с учетом "простоя" и нереализованных идей, юбилеев и поручений, а также огромным спросом на новую площадку музея, выставочный план расписан уже не только на 2017, но и на 2018 год. Также определена стратегия, планы и виды деятельности арт-студии. Мы планируем проводить образовательные и прикладные занятия со школьниками и взрослыми, мастер-классы и арт-тренинги, встречи и совместные работы. При культурно-выставочном центре создается библиотека, киноклуб, база для музейной практики и стажировок молодого куратора и волонтерский корпус», – сообщила замдиректора учреждения.

Пропаганда и массовая работа

Еще в январе 2016 года в музее было создано направление «Программы, адресованные публике». Оно очень органично включало в себя все те формы и виды деятельности, которые так или иначе связаны со взаимодействием с публикой, приходящей в музей: выставочный отдел, образовательный отдел (пропаганда и просвещение, музейная педагогика), экскурсионный отдел, отдел продвижения (музейный магазин, туризм, платные услуги), отдел информации и коммуникации, издательский отдел. Пропаганда и просветительская работа выделены лишь условно, только как координирующий орган, поскольку в работу по распространению знаний (лекции, выступления на радио и телевидении, публикации статей об истории экспоната, серии, собрания, публикации на сайте и страницах соцсетей музея, ведение рубрик и т.д.) вовлечены все сотрудники музея.

Так, уже начат цикл передач о музее и его коллекциях на радио «Ватан», ведутся переговоры с другими радиостанциями. Рубрика о музее ведется в республиканской газете «Дагестанская правда», активно функционируют страницы в соцсетях. Телевизионная программа «Прогулки по музею» компании РГВК «Дагестан» с 2015 года активно сотрудничает с ДГОМ, снято 10 передач о филиалах музея. С открытием главной экспозиции программа будет рассказывать о разделах экспозиции и выставках музея.

Еще одной важной позицией в работе музея названа работа с бизнес сообществом. По словам Олейника, наличие конференц-зала в музее значительно расширяет коммуникативные возможности. Проведение в нем различных республиканских мероприятий будет способствовать расширению связей, круга лиц и организаций, заинтересованных в сотрудничестве и совместных проектах с музеем. Это уже показало одно из первых, проведенных на этой площадке мероприятий Ассоциации бизнес-сообщества Махачкалы, так называемый «Годекан».

Создание сайта и новых подразделений

На сегодняшний день возникла острая необходимость дополнения структурной организации ДГОМ новыми подразделениями. Для эффективной работы музея в структуру необходимо включить такие направления как маркетинг, фандрайзинг, коммуникационную составляющую, информационно-аналитическую работу, рекламно-издательскую деятельность и ряд других служб. И эта работа ведется, подписан соответствующий приказ. В числе ближайших задач Олейник назвал усиление отдела, отвечающего за разработку программ, адресованных публике. Один из главных пунктов – создание нового официального сайта музея, который будет соответствовать всем необходимым стандартам, принятым министерством культуры России, где будет всесторонне отражена работа не только Головного музея, но и всех его тридцати восьми филиалов.

Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела