"

Более 8,7 тысячи памятников истории и культуры расположено в Дагестане

Фото:
4534
7 минут
Международный день памятников и исторических мест традиционно отмечают 18 апреля начиная с 1984 года. Праздник был установлен Ассамблеей Международного совета по вопросам охраны памятников и достопримечательных мест, действующей при ЮНЕСКО, в 1983 году. Праздник необходим для того, чтобы обратить внимание людей на проблемы сохранения и защиты нашего культурного наследия. Дагестан – это уникальный край с богатым культурным наследием, на его относительно небольшой территории сконцентрированы многочисленные древнейшие памятники истории, культуры и архитектуры. В республике расположено более 8,7 тыс. памятников истории и культуры.

По словам исполняющего обязанности директора ГБУ «Республиканский центр охраны памятников истории, культуры и архитектуры» министерства культуры Дагестана Руслана Гаджиева, культурное наследие народов является духовным, культурным, экономическим и социальным капиталом невосполнимой ценности. Оно питает современную науку, образование, культуру и является одним из главных оснований любой нации для самоуважения.

«Материальные памятники истории и культуры, в которых воплощено общее прошлое народов России, являются одной из основ укрепления единого культурного пространства страны как фактора сохранения ее государственной целостности, преодоления изоляционистских, сепаратистских и националистических тенденций. Историко-культурное и природное наследие в их совокупности – это специфический и важный экономический ресурс Республики Дагестан, он может стать не только фактором развития духовной жизни, но и одним из перспективных направлений стимулирования социальной политики и развития экономики в регионе, создания и укрепления его позитивного имиджа. По количеству и значимости объектов культурного наследия Дагестан занимает особое место в Российской Федерации», – отметил Гаджиев.

Еще в 2003 году решением ЮНЕСКО памятникам истории и культуры, расположенным в городе Дербенте, определены критерии – «уникальные и исключительные для цивилизации», а также – «выдающийся пример конструкции и архитектурного ансамбля» и присвоен статус памятника Всемирного наследия с номинацией «Цитадель, Старый город и крепостные сооружения Дербента».

Особое место среди архитектурных памятников России, расположенных на территории Дагестана, занимают культовые сооружения. Так, например, в городе Дербенте и селе Кумух находятся самые древние мечети Российской Федерации, датируемые VIII веком. Другой пример, памятник архитектуры тысячелетней давности – это христианский храм Х-XI веков, расположенный в Шамильском районе Дагестана. Таких примеров, отметил Гаджиев, можно приводить много.

К сожалению, в настоящее время значительная часть памятников истории и культуры подвергается негативному влиянию в результате прямого или косвенного воздействия хозяйственной деятельности человека и естественных природных процессов. Подобное характерно не только для Дагестана, это общая ситуация по стране. Большое количество памятников нуждается в срочных мерах по спасению от разрушения, повреждения и уничтожения в результате проявления различных негативных явлений и процессов, включая экологические. Памятники археологии наиболее подвержены разрушению при проведении земельных, дорожно-строительных и иных хозяйственных работ.

Однако, отмечает Руслан Гаджиев, за последние несколько лет ситуация в сфере сохранения объектов культурного наследия значительно улучшилась. Основную роль в этом изменении сыграло государство: «Государственная политика по обеспечению сохранности объектов культурного наследия исходит из признания приоритетности сохранения историко-культурного потенциала как одного из главных социально-экономических ресурсов существования и развития народов Российской Федерации и реализовывает комплексный подход к решению вопросов государственной охраны, непосредственного сохранения, распоряжения и использования объектов культурного наследия всех видов и категорий».

Важнейшим вопросом сохранения объектов культурного наследия является их реставрация. На памятниках истории и культуры, расположенных в ряде районов республики, проводятся работы по реставрации объектов культурного наследия – это оборонительные и сигнально-сторожевые башни. Гаджиев пояснил, что в 2015 году начата работа по сохранению и консервации башен, которые расположены в Тляратинском, Сулейман-Стальском, Кайтагском, Ахвахском, Дахадаевском районах. В 2014 году были отреставрированы башни, расположенные в Ботлихском, Тляратинском и Шамильском районах.

«Хотелось бы обратиться к жителям и гостям нашей республики с просьбой бережно относиться к тому историческому и культурному наследию, которое наши предки смогли сохранить в течение столетий. Давайте и мы передадим нашим потомкам уникальную историю и культуру народов Дагестана, важную частицу мировой культуры и истории», – говорит Гаджиев.

По информации Управления по государственной охране, сохранению, использованию и популяризации объектов культурного наследия министерства культуры Дагестана, в 2014 году проведены ремонтно-реставрационные работы на объектах культурного наследия за счет регионального бюджета: «Дом, в котором 13 ноября 1920 года состоялся Чрезвычайный съезд народов Дагестана, провозгласивший Дагестан Автономной Советской Социалистической Республикой» в Буйнакске; «Система сигнальных башен», «Сигнально-сторожевая башня» в селе Мазада Тляратинского района; «Башня сигнально-сторожевая» в селе Муни Ботлихского района; «Башня боевая» в селе Мусрух Шамильского района».

Осуществлен контроль за состоянием объектов культурного наследия федерального значения: «Армянский храм позднего средневековья» в селе Малла-Халил-Кент Дербентского района; «Энеолитическое поселение» близ села Великент Дербентского района; «Форты стены "Даг-Бары", VI век» в селе Татиль Табасаранского района; «Башня боевая, XIII-XIV вв.» в селе Зубанчи Кайтагского района; «Мечеть, XII-XIV вв.» в селе Тама Кайтагского района; «Башня жилая, XVII в.» и «Башня боевая, XIII в.» в селе Ицари Дахадаевского района; «Крепостная стена с въездными воротами, XII в.» в селе Амузги Дахадаевского района; «Мечеть, XI - XII вв.» в селе Калакорейш Дахадаевского района; «Мечеть, XIX в.» в селе Арсуг Агульского района; «Мавзолей шейха Мухаммеда, 1682-1683 гг.» в селе Дулдуг Агульского района; «Джума-мечеть с минаретом, XIII в., XIX в.» в селе Рича Агульского района; «Джума-мечеть с минаретом, XVIII - XIX вв.» в селе Тпиг Агульского района; «Мост, XVII в.» в селе Тпиг Агульского района; «Мавзолей, XIX в.» в селе Хутхул Агульского района; «Мечеть, XVIII - XIX вв.» в селе Цугни Акушинского района; «Мечеть с минаретом, XI-XIII в.» в селе Джигия Кайтагского района.

Для совершенствования деятельности в области государственной охраны объектов культурного наследия в Управлении говорят о необходимости создания территориальных (окружных) отделов органов исполнительной власти в этой области. Либо скорейшее исполнение внесенных изменений в законодательство в части создания входящих в структуру местных администраций отраслевых (функциональных) или территориальных органов в области сохранения, использования, популяризации и государственной охраны объектов культурного наследия.

«Анализ работы Управления указывает на проблему, связанную с отсутствием разграничения собственности и установления права собственности на объекты культурного наследия, расположенные в муниципальных образованиях. Это затрудняет применение мер административного воздействия. Случаи нанесения ущерба объектам культурного наследия очень редки, что нельзя сказать о нарушениях, связанных с территориями памятников истории и культуры, а также их зонами охраны. Зачастую наблюдается игнорирование необходимости согласования хозяйствующими субъектами землеустроительных, земляных, строительных, мелиоративных, хозяйственных и иных работ на указанных территориях. Чаще всего это происходит в городе Дербенте.

Не исполняются муниципальными образованиями требования законодательства, в том числе постановление Правительства страны от 26 апреля 2008 года №315 «Об утверждении Положения о зонах охраны объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации», при составлении документов территориального планирования, формирования материалов, необходимых для установления границ территорий и зон охраны объектов культурного наследия с последующим предоставлением сведений о наличии границ зон охраны объектов в орган, осуществляющий деятельность по ведению государственного кадастра недвижимости.

В связи с этим ограничения (обременения) прав на земельные участки, возникающие на основании решения об установлении зон охраны объекта культурного наследия, не проходят государственную регистрацию. Это в свою очередь позволяет не соблюдать режимы использования земель и градостроительных регламентов в границах зон охраны объектов культурного наследия, хотя данное соблюдение является обязательным при осуществлении градостроительной, хозяйственной и иной деятельности», – отметили в учреждении.

Также отмечено, что объективные причины по отсутствию необходимого бюджетного финансирования не дают возможности в должной мере осуществлять специальные работы по обеспечению государственной охраны и сохранения объектов культурного наследия.

Новости раздела