"

Необоснованные долги за газ: кто виноват и как защитить себя?

Фото:
5221
5 минут
У вас было такое, что вы исправно платите за потребленные коммунальные услуги, а в конце месяца в счет-квитанции появляются баснословные суммы долга? Или при наличии установленного прибора учета (счетчика) в базе данных компаний-поставщиков вы числитесь как «заядлый неплательщик»?

Чаще всего от населения можно услышать жалобы на неверно начисленные платежи за коммунальные услуги. И это проблема актуальна не только для Дагестана. Для ее решения проводятся проверки правоохранительными органами, неоднократно подключались различные общественные организации.

«Нарисованные долги»

По данным Государственной жилищной инспекции республики, с начала года и по состоянию на 31 мая в организацию поступило 152 обращения от граждан на неверно начисленные платежи, из которых по газу – 48. По мнению представителей Госжилинспекции, это лишь малая часть тех, кто решился обратиться в инспекцию. Многие не знают, как вести себя в такой ситуации, некоторые спешно стараются погасить несуществующие долги, а кто-то идет на контакт с такими же контролерами и решают вопросы на месте.

Как образуются «нарисованные» долги, можно увидеть на примере ситуации, в которой оказался абонент территориального участка филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» в городе Каспийске Минатула Ибрагимов.

В ходе проведенной проверки установлено, что начисление платы за газ производилось исходя из норматива, без учета показаний счетчика. Общая сумма необоснованно начисленной платы за газ в  период с  2006 года по 31 января 2016 года по нормативу составила свыше 72 тыс. 238 рублей.

По результатам проведенной Госжилинспекцией РД проверки выдано предписание произвести корректировку необоснованно начисленной платы ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» за газ. Повторная проверка инспекции показала, что корректировка была произведена.

Другому жителю Каспийска «повезло» куда больше:  ему приписали чуть больше 177 тысяч рублей. Мужчина также обратился в инспекцию. Естественно, надзорный орган отреагировал и провел соответствующую проверку, в ходе которой установлено, что Магомед Иммаев по договору купли-продажи приобрел у другого жителя Каспийска земельный участок. После приобретения жилого дома заявителем был установлен и опломбирован газовый счетчик 2014 года выпуска. При этом по лицевому счету Иммаева числилась задолженность предыдущего собственника в сумме свыше 155 тыс. 338 рублей и задолженность необоснованно начисленной платы за газ исходя из норматива, без учета показаний установленного прибора учета газа после приобретения жилого дома в сумме 22 тыс. 438 рублей. По результатам проверки Госжилинспекция также предписала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск» произвести корректировку необоснованно начисленной платы за газ.

Жилищные добавки

По данным Управления Роспотребнадзора по Дагестану, с начала года к ним также поступило 23 обращения.

При выборочной проверке абонентских лицевых счетов установлено, что операторы общества необоснованно без соответствующих документов вносят изменения в данные абонентов, указывая завышенное количество проживающих жильцов. На основании этих данных в последующем начисляется необоснованно завышенная плата за газ.

Специалисты Роспотребнадзора выявили многочисленные факты подобных нарушений. К примеру, в одной из квартир по проспекту И. Шамиля в Махачкале в соответствии с актом инвентаризации проживает 1 человек, однако в информационном листе дагестанского филиала общества указана информация о 10 жильцах. 

При проверке данного факта выяснилось, что в феврале 2016 года к лицевому счету абонента оператором общества добавлено 9 жильцов без соответствующих на то документов. Так, до 1 февраля текущего года на абонента начислялась плата за газ в размере 71,55 рубля, уже в феврале произведен перерасчет на сумму 493 рубля, а в марте начислялась плата на 10 жильцов в размере 715 рублей.

Такие же нарушения выявлены при проверке лицевых счетов абонентов, производящих оплату по показаниям прибора учета газа. Операторы общества к лицевым счетам абонентов добавляют жильцов без соответствующих документов».  

Мнения специалистов

В абонентском отделе компании объяснили некоторые причины появления сумм задолженности. Наиболее распространенная - когда жители вовремя не платят за потребленный газ и в последующем месяце начисление осуществляется не по показаниям счетчиков, а по нормативу потребления.

«Иногда бывает так, что люди оплачивают квитанции через банкоматы или платежные терминалы, а информация о совершенном платеже поступает с опозданием или задержкой. В таких случаях люди могут прийти в абонентский отдел с квитанцией и произвести перерасчет», - прокомментировали в компании.

В октябре – декабре 2015 года активисты Регионального штаба ОНФ в ходе рейдов по пунктам приема платежей установили многочисленные факты начисления необоснованных долгов за коммунальные услуги законопослушным гражданам. Как показали результаты рейдов, сотрудники энергосбытовых компаний объясняют все это сбоем компьютерных программ.

Но не все так просто. Как отметил председатель Комитета по строительству и жилищно-коммунальному хозяйству Народного Собрания РД Эседула Ахмедов, зачастую причиной новых начислений являются изменения в планировке жилых помещений: «Сегодня к вопросу начислений ресурсоснабжащие компании подходят не совсем грамотно. Не могу сказать, что это делается специально, но в этой части нередки факты неточности в базе данных абонентов. Но если люди оплачивают исправно, они могут обратиться в суд. Судебная практика показывает, что чаще всего побеждает именно истец», - отметил парламентарий.

Говоря о разнящихся данных квадратуры помещений, Эседула Ахмедов отметил, что люди пристраивают новые комнаты, соответственно растет жилая площадь.

«Для этого необходимо проводить инвентаризацию неучтенного жилищного фонда. К примеру, официально житель проживает в квартире 45 кв. м, а дополнительно пристроил еще 15 кв. м жилья. При проведении проверок ресурсоснабжающими компаниями эти факты выявляются, и проводится дополнительное начисление за сверхнормативное потребление», - отметил депутат.

Постскриптум

По данным дагестанского филиала ООО «Газпром межрегионгаз Пятигорск», уровень оплаты населением за 2015 год составил 30,2%, а промышленными и иными объектами – 74,5%.

А как на самом деле обстоят дела? Культура платежей у наших граждан есть. Очереди желающих оплатить коммунальные услуги  зачастую начинаются у самого входа в кассы. Люди даже просят продвинуть их в очереди, дабы успеть на работу, учебу или домой. Они с обреченным видом часами стоят в душных операционных залах и кассах.

И чтобы не быть голословными, опять-таки отсылаем вас в абонентский отдел, где каждый день люди стоят толпами в очередях, чтобы оплатить свои квитанции. В подтверждение этому мы прикрепим снимок из кассового зала, где все понятно без слов.

Новости раздела