"

Дагестанский театр кукол представил премьеру спектакля «Нур-Эддин – золотые руки» по повести Ахмедхана Абу-Бакара

Фото:
4523
3 минуты
Дагестанский государственный театр кукол представил юной аудитории премьеру спектакля «Нур-Эддин – золотые руки» по повести дагестанского драматурга Ахмедхана Абу-Бакара. Режиссером данного проекта стал известный ценителям театрального искусства России и зарубежья народный артист России, президент Российской Ассоциации «Театр кукол – ХXI век», советник Генерального секретаря UNIMA при ЮНЕСКО,  художественный руководитель театра кукол города Мытищи «Огниво» Станислав Железкин. Вместе с ним над постановкой работал театральный коллектив во главе с художественным руководителем – директором Дагестанского государственного театра кукол Аминат Яхьяевой.

С самого начала действа зрители попадают в волшебный мир сказки – прекрасные сценические декорации, созданные художником Дмитрием Бобровичем, и музыка дагестанского композитора Рамазана Фаталиева уводят в мир, где кувшины-люди разговаривают, совершают добрые и злые поступки, помогают друг другу в беде. Если ты – мастер, то в твоих руках тысячный кувшин станет волшебным и заговорит. Лишь терпение, стремление сделать добро ближнему и каждодневный труд сделают гончара тем, кем останется в памяти людей. А его изделия смогут приносить пользу людям и напоминать о добром имени мастера, сохранившемся в вечности.

Удивительным штрихом, создающим необычное настроение и особый фон к спектаклю,  стала демонстрация видео, где руки художника рисовали песком изображения так знакомых всем изделий гончаров, горных вершин, овеваемых ветром, и пейзажей. Чарующая музыка, предметы и символы, содержащие национальный орнамент, вместе с мастерством артистов-кукловодов сделали постановку интересной и незабываемой, загадочной и полной смысла, который заложен в национальных традициях и обычаях Страны гор.

Национальная драматургия, по словам Станислава Железкина, давно и успешно сотрудничающего с Дагестанским государственным театром кукол, была ему чрезвычайно интересна и привлекала колоритом, глубиной и красотой обычаев и традиций народов Дагестана. Этому предшествовала долгая работа по ознакомлению, созданию представления о национальной культуре Дагестана, сложный поиск разнообразных способов сценического искусства, которые он и применил в постановке дагестанского классика. И сотрудничество с театром кукол Дагестана, который входит в пятерку лучших театров России, по словам Станислава Железкина, было чрезвычайно интересно и познавательно. Этим совместным проектом мастер демонстрирует огромную любовь к национальной культуре, традициям и обычаям всех народов, проживающих на территории России.

«Да, с моей стороны это было шагом рискованным, граничащим с наглостью – приехать из России и поставить спектакль по национальной драматургии великого классика, сохранив национальный дух. Это очень большой риск. Я поставил много спектаклей в нашей стране и за рубежом, и мне неинтересно поставить очередную сказку европейскую, будь то Андерсена или Шварца – что угодно. Мне хотелось соприкоснуться с тем, чем вы богаты. Без дагестанских актеров, без прекрасно работающих цехов, талантливого руководства Аминат Яхьяевны это был бы очень сложный проект.

Реализации творческих замыслов предшествовала огромная многолетняя работа – Аминат Яхьяевна несколько раз приезжала к нам в Мытищи, мы обговаривали с дагестанскими художниками приемы и методы дальнейшего сотрудничества. Знакомились с национальными традициями, ходили в музей. Благо сейчас есть возможности компьютерной связи, и мы могли изучать все это в Интернете – что такое дагестанский орнамент, ваши прославленные гончары, изделия из серебра дагестанских мастеров. Никто в мире так не сделает, как ваши мастера, с таким почерком. Потому что ты берешь в руки любое изделие искусного мастера – и от него идет энергия, потому что там и душа, и сердце человека вложены. А когда это ширпотреб, обезличено, всего много и превращено в механизм – в этом нет души. И не случайно в дагестанской сказке говорится, что гончар в каждый кувшин вкладывает свою душу, и только тысячный кувшин «заговорит», откроет сердце и душу мастера, который в него все это вложил», – говорит Железкин.

Новости раздела