"

В Махачкале проходит выставка Патимат Канаевой «Забраб. Зарбавт»

Фото:
4948
5 минут
В Центре этнической культуры в Махачкале проходит выставка Патимат Канаевой «Забраб. Зарбавт». В экспозицию вошли 114 больших и маленьких композиций из тканей, составленных в технике аппликации в «картины» и заключенные в рамы. По словам куратора проекта Джамили Дагировой, эти работы представляют собой не что иное, как смелую и высокохудожественную трансформацию древних вещей и традиций, ими порожденных, в совершенно новые произведения искусства со своей новой историей, новой традицией.

«Обычай одаривать дорогим лоскутом или отрезом по случаю житейских событий бытовал во многих уголках Дагестана, но именно в Кубачах он имел устойчивую продолжительную «моду». Природная рачительность в купе с прекрасным вкусом позволяли кубачинкам порой из малого делать роскошные неповторимые наряды. Но это было давно, возможно закончилось в прошлом веке, а кусочки «драгоценных» тканей продолжали хранить в сундуках многие кубачинки.

В семье Канаевых их оказалось много - от нескольких поколений и их наличие напомнило о том, как предки сшивали их в одеяла, подушки, покрывала. И Патимат Канаева, желая как-то это сохранить, сделала из них картины. И получилось необыкновенно красиво, трогательно и «по-старинному». Эти лоскуты совершили круг во времени, возродив забытую культурную традицию, обогатив ее еще одним смыслом», - рассказывает Дагирова.

В давние времена, до распространения дешёвого фабричного материала кубачинки одевались в одежду, сделанную из растительных тканей кавказской кустарной выделки. Кроме того женщины широко пользовались налаженными связями своих мужей - златокузнецов с более далёкими районами, получая парчу и шелка большей частью из Бухары, Ирана и даже Индии. В наше время, благодаря трепетному отношению кубачинцев к своему наследию, в кубачинских домах можно найти ценные, древние восточные ткани, имеющие музейную ценность. Ткани в Дагестане когда-то являлись единицей обмена, вращавшейся между селениями как определённая валюта. Из-за дефицита ткани они высоко ценились и могли продаваться, обмениваться, передаваться по наследству. Дорогие ткани шли на пошив свадебных и праздничных платьев, хлопчатобумажные – на повседневную, нижнее белье, шаровары и основу чохто. При пошиве оставшиеся куски ткани шли как дополнение и украшение одежды, а совсем маленькие кусочки ткани бережно сохранялись в семье. Они, эти маленькие квадратики «дорогих заморских» тканей и породили своеобразный обычай – ими кубачинки вознаграждали друг друга за помощь в хозяйстве, а также их дарили на память пришедшим на свадьбы, торжества, либо поминки.

У Аминат, мамы Патимат, за долгие годы бережно сохранилось множество таких старинных кусочков ткани, которые она берегла как память о многих людях и событиях своей жизни. Взяв из груды лоскутков любой на выбор, она могла рассказать длинную и увлекательную историю о человеке, от которого пришел лоскут, либо о том или ином событии. К сожалению, обычай носить чохту в Кубачах ушел в прошлое и каз стали носить без него, удерживая на голове с помощью невидимок. Кусочки перестали раздавать на поминках и свадьбах. Обычай заменился раздачей двухметрового сатина на подушку, в советские годы бытовало понятие «отрез» на память или сундук, а в настоящее время полотенец.

Встал вопрос, что же делать с этой красотой. По совету известной кубачинки Манабы Магомедовой, памяти которой посвящена выставка, и ее дочери Лейлы Изабакаровой, Патимат сделала из этих кусочков небольшие композиции. С самого начала было решено, что эти работы будут напоминать в основном чохту, а две из них сделаны с использованием настоящих головных уборов. Картины выполнены в технике тканевой аппликации, местами есть вышивка. Кроме ткани применены кораллы, жемчуг, кусочки старинных серебряных подделок, фрагментов цепочек. Особенно интересны использованные в композициях кусочков золоченой бахромы, которая которые обычно подшивается для отвисания каза в его конец. Часть работ имеет мотивы, не связанные с темой чохты. Это в том случае, если это обрезки ткани меньше квадратика, используемого для этого головного убора. Интересно, что рамы большинства работ являются как бы продолжением композиции. Они оформлены тканями, покрашены в тон материала.

В экспозицию проекта включены так же артефакты – подлинные образцы кубачинских нарядов, украшенных «забрабами» - платья и головной убор «чохто» из личных коллекций Патимат Канаевой и Лейлы Изабакаровой. Также из их коллекции в отдельных витринах представлены фрагменты тканей в их первозданном виде и серия старинных фотографий.

Старинную ткань с серебром кубачинцы называли «забраб», у других дагестанских народов, в частности, предгорного и горного Дагестана, эту ткань называли «зарбафт», но были и «зензель махмар», «дарай», «пуруж». Ласкуты старинных заморских тканей, столь любимых дагестанцами – это непросто куски полотна, они свидетели очень разных событий и судеб не одного поколения дагестанцев.

Патимат Канаева родом из аула Кубачи, родилась в 1954 году в городе Дальнем, в КНР, в семье военнослужащего. По профессии врач-психотерапевт. Бабушка Патимат по материнской линии в 40-е годы работала реставратором в Эрмитаже. После прорыва блокады Ленинграда она переехала в Дагестан. Мама Аминат с детства росла в соприкосновении с великими творениями мировой культуры, так как постоянно бывала в музее как дочь сотрудника музея и тоже обучалась реставрации. В доме царила атмосфера уважения к искусству, традициям и бережного отношения к передаваемым из поколения в поколение вещам, в частности к архаичному женскому национальному костюму (одежда и украшения), и всего того, что с ним связано.

Будучи по профессии врачом,  Патимат была удивлена, когда специалисты оценили ее работы и посчитали, что они будут интересны для публики. Видимо заговорили гены творчества, которые у кубачинцев в крови.

Новости раздела