"

Патрик Хок: «Прошлое у людей визуализируется именно через фильмы»

Фото:
3843
5 минут
Прошлое у людей визуализируется именно через фильмы, считает ирландский художник, работающий в Лондоне, Патрик Хок, который представил свою персональную выставку «Археология кино» в Дагестанском музее изобразительных искусств имени П.С. Гамзатовой.

В его последней работе используются архивы исторических кинореликвий для того, чтобы исследовать, как кинематографическое изображение неизгладимо вошло в наше восприятие истории. «Гладиатор», «Александр», «300 спартанцев» – историческое кино. По этим блокбастерам, говорит Хок, новые поколения судят о мировой истории. И вот что мы имеем: римский воин предстает перед зрителями на арене гладиаторов в джинсах, а в одной из колесниц – газовая канистра. Капитан «Титаника» заваривает чай в пакетиках, которые в 1912 году еще не были изобретены. А одну из кают украшает картина «Водяные лилии» Клода Моне, написанная через 8 лет после гибели судна. Такие оплошности художник замечает почти в каждом историческом фильме.

«Меня снова и снова тянет к кинореквизиту, потому что этим предметам сложно приписать какую-то четкую идентичность. Собственно, они любую идентичность отторгают. Реквизит для меня – это предметы, которые определяются противоречиями и двойственностью, предметы, колеблющиеся между присутствием и отсутствием. Их история открыта, она может направиться к новым возможностям. Кинореквизиты одновременно создают историю и разрушают ее», – говорит Хок.

Для этой выставки художник представляет несколько видеоработ, установленных в трех зонах зала музея, включая новый короткометражный фильм, недавно снятый в Лос-Анджелесе.

Молодой автор из Ирландии получил степень бакалавра по специальности «Изобразительное искусство» в Национальном колледже искусства и дизайна в Дублине в 2011 году и степень магистра по специальности «Художественная фотография» в Королевском колледже искусств в Лондоне в 2013 году. Археология кино – самое главное, что интересует сейчас художника. Он долго рассказывает о том, какая превосходная кинобутафория используется в фильме «Александр», но как исторически искажен сюжет. «А ведь прошлое у людей визуализируется именно через фильмы, они сильно влияют на наше восприятие», – говорит Патрик.

По мнению дагестанского коллеги Патрика, которая хорошо знает автора, Таус Махачевой, его последний проект – это не протест против искажения исторической реальности, а скорее вопрос, который он задает зрителю и себе: «Что есть настоящая история? Кем она пишется сегодня?».

«Мои работы о том, как исторические знания конструируются в настоящем. Сейчас больше, чем когда бы то ни было, мы получаем исторические знания из кинематографа. Учитывая, что кино участвует в нашей жизни повсеместно, мне интересно посмотреть, как кино меняет наше отношение к истории. Мне интересно, какую они, эти кинореликвии, продолжают жизнь, когда кино уже снято. Что с ними происходит дальше. На данный момент больше всего меня интересует кино. Темой моей первой большой работы были заброшенные голливудские декорации в Марокко. Сейчас они превратились в современные исторические руины, которые после фильма стали псевдоархеологическими памятниками.

Когда я в прошлом году работал на «Мосфильме», сделал небольшую работу с двойниками Ленина, потому что для меня они были своего рода живой бутафорией. Мне было интересно, как они меняют наше представление о прошлом через самих себя. Меня интересовало, как и почему двойники в Москве получились такими уникальными в своей профессии. Ни в одной другой стране я не встречал в туристическом бизнесе физического воплощения таких противоречивых исторических фигур», – говорит Хок.

По словам художника, к примеру, фильм «Мумия» ближе к фантастике, чем к историческому кино, и историю он представляет очень стилизованной. Что касается фильма «Александр» Оливера Стоуна, который претендует на историческое знание, Хок отмечает, что повествование не соответствует исторической правде, но декорации очень правдивые.

«Фильм «Александр» Оливера Стоуна интересный, дизайн всех декораций очень правдивый. Они проводили большое исследование, чтобы убедиться, что бутафория соответствует исторической правде. Но само повествование фильма имеет очень мало точек соприкосновения с действительностью. Это-то и опасно, потому что оно кажется объективным, а на самом деле исторически не правдиво и меняет наше восприятие истории. Самое интересное то, что Британский музей купил всю бутафорию из этого фильма в свою коллекцию. На самом деле это очень ценные и интересные экспонаты», – отметил автор проекта.

Это первый визит ирландского художника в Дагестан. «Мне очень интересно, но я не уверен, сделаю ли работы, связанные с Дагестаном. Может, в будущем, ведь я надеюсь, что это не последний мой визит. Я работаю с темой истории, мне очень интересно показывать свои работы в историческом музее. Я благодарен Дагестанскому музею изобразительных искусств за предоставленную площадку. Организовать выставку рядом с фантастической живописью Рубо, рядом с прекрасными декоративно-прикладными объектами – это действительно здорово. И, действительно, очень богатый и интересный контекст для того, что делаю я как художник. Я успел сходить на выставку художника Мусы Гайворонского. Было интересно видеть современное дагестанское искусство. Мне очень понравилась работа «Выход», где мужчина с закрытым лицом пытается открыть дверь, примерно 10 минут он мучается с ней, за ней стакан с водой, вот-вот он его схватит, но в итоге роняет… По-моему, это работа о неудачах. Именно она почему-то мне запомнилась», – рассказывает гость.

Проведение выставки «Археология кино» стало возможным благодаря поддержке программы «Культурная Ирландия», Совету по искусствам Ирландии, министерству культуры Дагестана, Дагестанскому музею изобразительных искусств им. П. С. Гамзатовой.
Источники
РИА «Дагестан»

Новости раздела