Пятница 09 декабря 2016 г.

Республиканское
Информационное
Агентство

Северный Кавказ вступил в ФЦП «Юг России»

30 апреля 2014 16:18 Опубликовано в:  РИА  - Аналитика Источник :  СКФО
Автор:  Олег Пономарев
размер шрифта-+
Печать
Как известно, на реализацию ФЦП «Юг России» до 2020 года будут направлены внушительные средства – свыше 189 млрд рублей (из  них региональные вложения составляют 17 с лишним млрд. рублей, остальное – из федерального бюджета). Попробуем разобраться в масштабах финансового обеспечения Программы и сумме задач, которые предстоит решить с её помощью.

Есть программа – нет проблем

Любая программа – инструмент для решения определённых проблем, а они на Северном Кавказе очевидны: нехватка мест в общеобразовательных учреждениях, недостаточный уровень медицинского обслуживания населения, высокий уровень безработицы и многое другое. Кроме того, субъекты СКФО остро нуждаются в создании новых центров экономического развития и промышленных зон за счет строительства объектов энергетической и инженерной инфраструктуры. Эти меры в перспективе позволят снизить уровень дотационности субъектов округа за счет увеличения объема налоговых поступлений в бюджетную систему России. Как итог – снижение уровня социальной напряжённости на Северном Кавказе.

Это уже третья федеральная целевая программа, которая посвящена Северному Кавказу в целом. Означает ли данный факт, что предыдущие две не достигли своей цели? Нет, он означает другое: высокий уровень сложности решаемых задач и необходимость решать их последовательно.

Есть свои этапы и в настоящей Программе. На первом из них (2014-2016 годы) будут решаться три ключевых задачи. Первая – строительство школ и решение проблемы обучения учеников в три смены (18 тысяч детей в различных субъектах СКФО). Всего предполагается построить 57 школ.
Вторая задача – повышение качества и доступности медицинских услуг, развитие санаторно-курортной сферы. В ходе её выполнения запланировано строительство 13 объектов здравоохранения, в том числе: детская больница и онкодиспансер в КЧР, противотуберкулезный диспансер в Ингушетии, пять районных больниц в Дагестане, родильный дом и три больницы в Чеченской Республике.

Также важнейшим мероприятием новой программы станет создание многопрофильного медицинского кластера в регионе Кавказских Минеральных Вод, в который войдут учреждения санаторного лечения и отдыха. К реализации данного проекта предполагается привлечь и крупные внебюджетные инвестиции.

Итоговая задача первого этапа – повышение инвестиционной привлекательности субъектов СКФО и снижение безработицы. На это направлена реализация проектов по развитию транспортной, инженерной и коммунальной инфраструктуры в субъектах округа.

На втором этапе реализации Программы (2017-2020 годы) акцент будет сделан на стимулировании инвестиционного спроса, снижении дотационности субъектов СКФО, мероприятиях, направленных на развитие экономики и социальной сферы.

Так ли дорог Северный Кавказ?

Знаменитое высказывание Ремарка гласит: «Всё, что решается с помощью денег – обходится дёшево».  В самом деле, если отказаться от создания в регионе новых рабочих мест, не развивать промышленность, сельское хозяйство, туризм, здравоохранение и систему образования – результат будет очевиден. Он неминуемо приведёт к усугублению межрегиональной дифференциации, социальным взрывам и другим последствиям, суть которых предугадать несложно. Другая (но уже народная) мудрость утверждает: «Если проблему можно решить с помощью денег, то это не проблема. Это расходы».

А теперь попробуем разобраться: так уж велики ли расходы на реализацию ФЦП «Юг России» в масштабах страны? Для начала – несколько фактов.

Согласно официальному сайту Департамента государственных целевых программ и капитальных вложений Минэкономразвития России «Федеральные целевые программы России», в 2014 году в нашей стране реализуется 54 ФЦП с общим объёмом финансирования  941051,2459 млн рублей. Если проще – почти триллион рублей! Напомним, что и здесь, и ниже речь идёт только о 2014 годе.

Все программы объединены в рамках различных тематических направлений. Самые дорогостоящие из них – «Транспортная инфраструктура» и «Развитие высоких технологий», на которые предусмотрено две трети общего объёма финансирования всех ФЦП России. Место же направления «Развитие регионов», в которое входит и Программа «Юг России», намного скромнее. Оно финансируется в общем объёме на сумму 25,542 млрд рублей или в 12 с лишним раз меньше, чем «высокие технологии».

Не будем оспаривать приоритеты правительства, ему виднее. Пойдём дальше: в направлении «Развитие регионов» предусмотрена реализация четырёх ФЦП, и финансирование Программы «Юг России» находится лишь на предпоследнем месте, после программ развития Калининградской области и Республики Ингушетия (слава Богу, что вторая ФЦП также реализуется на Северном Кавказе).

Примечательно следующее. Во-первых, финансирование развития Калининградской области в 2014 году более чем в два раза превышает сумму средств на обе северокавказские ФЦП вместе взятые (4,93 млрд руб. и 4,668 млрд руб. соответственно) и составляет практически половину финансирования всего направления. Во-вторых, на финансирование четвёртой ФЦП – «Социально-экономическое развитие Курильских островов» – выделена вполне сопоставимая сумма в 3,2 млрд рублей.

Но давайте сравним их лишь по одному параметру – количеству населения. Курилы – около 20 тыс. человек, Калининградская область – 963 тыс. человек, Северо-Кавказский округ – 9,59 млн человек! Так много или мало средств выделяется Северному Кавказу, если речь идёт о социально-экономическом развитии территорий? Судите сами.
Логика финансирования направления «Развитие регионов» вполне понятна: укрепляются пограничные территории страны. Но почему же мы не слышим лозунгов: «Хватит кормить Курилы!» или «Хватит кормить Восточную Пруссию!»? Зато противников финансирования Кавказа – пруд пруди. Вывод напрашивается сам собой: кому-то очень хочется этот сложнейший и важнейший регион на юге страны превратить в зону нестабильности.

Несмотря на все трудности, с которыми столкнулась реализация ФЦП «Юг России» в прошлые годы, мало кто из здравомыслящих политологов и экономистов высказывает сомнения в целесообразности этого процесса. Разумеется, риски невыполнения каких-то задач и позиций в ходе выполнения программы достаточно существенны (в силу многих причин), но риски, возникающие при отказе от такой работы, неизмеримо выше.

Почва для критики

Конечно, как у любого большого и затратного проекта, каковым является ФЦП «Юг России», у Программы достаточно оппонентов. Критики «сомневаются в целесообразности» и «высказывают опасения», хотя далеко за рамки эмоционального восприятия предмета и узких аргументов обсуждение не заходит. Впрочем, голое отрицание может быть эффектным, но никогда не бывает эффективным. Потому что ничего не создаёт.

Между тем, перспективы Программы действительно достойны более весомых вложений: одно только развитие туристического кластера Северного Кавказа сулит немалые выгоды федерального масштаба. И всё опять же цепляется одно за другое: чтобы привлечь туристов в регион, нужно исключить социальную напряжённость. Соответственно – выделять необходимые средства на решение социально-экономических проблем. Что, собственно, и делается.

Относительно же существующих проблем реализации Программы хотелось бы сказать следующее. Наличие проблем не отменяет самой необходимости развития региона. И коррупционная составляющая, и недостаток согласованности, и нехватка профессиональных кадров – не сугубо кавказские, а общенациональные явления. Пути их преодоления хорошо известны – жёсткий контроль, неукоснительное правовое поле, грамотная координация и высокая степень личной ответственности. Есть и необходимые механизмы для обеспечения этого в полном объёме.

Впереди – большая работа с большими ожиданиями и перспективами. Оправдаются они или нет – некорректная постановка вопроса. Оправдаются в любом случае. А вот насколько будет высок уровень реализации этих ожиданий – зависит от многих факторов, в том числе и от правильной оценки объёмов вложения финансовых средств в ФЦП «Юг России (2014-2020 годы)». Поживём – увидим.

Игорь Слюняев, Министр регионального развития РФ:

- Северо-Кавказский регион является одним из стратегических направлений нашей деятельности, неслучайно в декабре прошлого года было принято решение об утверждении федеральной целевой программы «Юг России» на 2014–2020 гг. У нас есть и положительный, и негативный опыт, накопленный за эти годы. В рамках совместной работы нам всё это предстоит учитывать.

Каждому субъекту в составе СКФО необходимо попытаться найти себя в стратегических приоритетах развития страны и округа, при этом уделять особое внимание сфере материального производства. Один из главных приоритетов – имидж Северного Кавказа, над которым надо работать, используя все существующие инструменты.

Алексей Макаркин, первый вице-президент фонда «Центр политических технологий»:

- Во-первых, само существование федеральной целевой программы «Юг России (2014-2020 годы)» – фактор значимости региона, признаваемой государством. И это существенный показатель.

Во-вторых, в Программе заложены серьёзные рычаги социально-экономического воздействия, которые мне представляются вполне целесообразными. В программе «Юг России» нет ничего фантастичного. Это хороший, рабочий план действий, подкреплённый объективно обоснованными средствами.

В-третьих, возможность реализации заявленных Программой задач напрямую зависит от общей ситуации в России. Если в целом по стране никаких глобальных изменений не произойдёт, то успех ФЦП «Юг России» я могу оценить как вполне реалистичный, особенно на начальной стадии.


Другие новости:

05.10.2016 18:46:02 Республика Дагестан на прошедшем инвестиционном форуме в Сочи подписала ряд соглашений
01.09.2016 14:50:02 РИФ.Кавказ II - Итоги
14.07.2016 22:57:06 Абдулатипов и социально-экономическая ситуация в РД
17.06.2016 13:46:10 Борьба с коррупцией в Дагестане: мифы и реальность
23.05.2016 22:04:43 Атака на праймериз: дискредитация или личные интересы?
12.05.2016 13:14:00 Как сплотить народы России
03.05.2016 17:47:10 Три года ускоренного развития Дагестана
02.04.2016 12:53:44 В эпицентре сразу двух штормов
28.03.2016 12:51:24 Реквием по Европейской мечте
22.03.2016 11:56:23 Экспертное мнение: Входит. Выходит… Замечательно выходит.
20.03.2016 22:06:23 Обсуждать необсуждаемое
12.03.2016 11:27:56 ДАИШ как шизофрения
29.02.2016 23:29:40 Почему Дагестан звучит тревожнее своего Гимна?
10.02.2016 09:10:03 Штрихи к истории российской дипломатии
09.02.2016 11:52:36 Феномен имама Шамиля в зеркале истории и современности
19.01.2016 18:49:05 Кизляр и Первомайское, хроники войны двадцать лет спустя
16.10.2015 20:34:05 Буйнакск. Все средства хороши?
17.08.2015 13:22:43 Революционный поворот к здоровью, который «почти случился»
30.07.2015 12:22:54 Они спасли Дагестан от позора братоубийственной войны
15.07.2015 18:45:31 «Архыз-XXI»: мнения и итоги
23.06.2015 18:06:18 Куда пойдут дети-сироты после детских домов?
06.06.2015 09:04:19 Муниципальным выборам – всеобщее внимание
30.05.2015 21:13:00 Много ли у нас земли?
27.05.2015 07:31:33 Историческая амнезия политических лидеров: День Победы и дух народов России
01.05.2015 09:15:24 День солидарности без солидарности
24.04.2015 07:53:34 Парламентаризм в Дагестане: история и современность
09.03.2015 14:15:32 Самый обыкновенный фашизм
07.01.2015 16:24:00 Выбор РИА «Дагестан»: самые значимые региональные культурные события 2014 года
29.12.2014 15:35:50 Дан старт на опережающее развитие Дагестана
24.12.2014 02:40:23 Два года колоссальных изменений

РИА видео

Дагестан туристический

Фоторепортаж

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск

Открытый чемпионат Дагестана по боевому самбо памяти Героя России Адильгерея Магомедтагирова. 5-6 ноября Каспийск