"

Политическая культура как индикатор зрелости гражданского общества в Дагестане

Фото:
7059
6 минут
Нам не нужны «чистые физики»! Так  любил говорить еще в советские времена один из уважаемых ректоров Даггосуниверситета. И в этом тезисе была своя правда. Правда политизации и идеологизации всей общественной жизни. Одни назовут это практикой «промывания мозгов»,  иные используют другой термин. Сегодня мы ведем речь о «политическом образовании»,  в основе которого плюрализм мнений, без навязывания каких-либо идеологических стереотипов.

Как бы там ни было, но, на мой взгляд, молодой человек не может  быть погружен только в свою «узкую» и специфическую сферу и не интересоваться политикой. По нынешней конституции у нас декларируется множество идеологий взамен советской – имперской, поэтому молодежь может выбирать свою политическую ориентацию. Понятно, что студенческие годы – это время самоутверждения, в том числе посредством проб и ошибок молодого человека, но зато это будет его решение, его выбор.

Формирование у молодежи политической культуры – сложный процесс. Поскольку студент – формирующаяся личность, необходимо, чтобы весь профессорско-преподавательский корпус проявлял исключительную ответственность и объективность при разъяснении сути общественных явлений. Такой подход предполагает приоритетность общечеловеческих ценностей в оценке прошлого и на¬стоящего, а изменения представлений о характере и критериях прогресса, наличие богатого опыта экономического и социального развития человечества открывают возможность для поиска новых путей  в осмыслении перспектив общественного развития.

Социально-политическая ориентация вузовской молодежи является детерминантой ее политической активности. Осознание потребностей общества происходит во многом через формирование политического интереса. Это обусловлено не только тем, что в современных условиях обострились противоречия, связанные с дифференциацией общества, но и с тем, что в полный голос заявила о себе ориентация на личность. Сегодня, как никогда, велика общественная потребность в социально активной и политически взвешенной личности. Возможность политического самоутверждения молодого специалиста предполагает самоутверждение как человека, обладающего свободой суждений и действий. В этом контексте задача высшей школы состоит в том, чтобы по ее окончании общество получило наиболее адекватную со¬временным историческим условиям личность. У молодежи должны складываться внутренние побудительные мотивы к такому осознанию общественных целей, которое дает возможность сделать личной социально-политическую установку общества.

Проблема состоит в том, что, несмотря на значительные усилия, прилагаемые в средних и высших учебных заведениях, осмысление действительности порой запаздывает, и на первый план выходят субъективные психологические интересы, которые вместе с политической наивностью и незрелостью вызывают негативные социальные установки.

Важнейшим элементом в развитии политической культуры является осознание связи политики и нравственности. Социальная коррозия оказала самое негативное влияние на нравственные ценности. Неизбежным следствием этого процесса явился рост аполитичности. Что мы имеем в виду?  Проблема гуманитаризации высшего образования видится лишь как необоснованные претензии гуманитарных кафедр на дополнительные часы учебной нагрузки, а не как основа для изменения стиля мышления.   Вот  где, как говорится, «собака зарыта».  И это притом, что существующая и в определенном смысле необходимая дифференциация науки приводит к замыканию студентов на своей специализации, к нарушению связей в понимании проблем, связанных с будущей профессией в ее общественно значимом объеме. Кроме того, ценности, которые выделяются студентами в процессе осмысления действительности, очень часто демонстрируют их неспособность анализировать и объективно оценивать происходящие в обществе социально-экономические и политические изменения. Говорю это вполне осознанно, как человек, который ведет спецкурс  на гуманитарных факультетах вузов республики.

Решая задачу создания высшего образования, адекватно отражающего в своем содержании сущность глобальных проблем современности, необходимо рассматривать гуманитарное знание не как набор прописных истин, а как базу, дающую человеку понимание его взаимосвязей с миром.   Гуманитарный цикл в системе высшей школы не должен развлекать или «гражданственно воспитывать», воздействуя на студентов как комплекс идеологических дисциплин. Он призван помогать  молодым людям раскрывать их собственную личность, и тогда высшее образование будет принадлежностью не функциональных единиц, просто индивидуумов,  а личностей,  о чем так хорошо сказал известный русский философ  Н. Бердяев в своих работах об этике. Это  с одной стороны.  А с другой – все сказанное позволяет сделать вывод, что трансформация общественно-политической жизни в России и Дагестане не должна исключать осознания наших исторических корней, культурных традиций. Об этом не устает повторять Президент РД Р. Абдулатипов. Вот почему в условиях создания новой парадигмы общества необходимы изменение отношения к гуманитарному образованию, осознание важности формирования у молодежи политической культуры, которая воспитывает граждан, личностей, определяющих свое место в этом мире. Важнейшей проблемой высшей школы является поиск методов и форм, которые позволяют готовить не только специалистов с определенным набором профессиональных знаний, но и людей, способных мыслить творчески и самостоятельно, адекватных современным историческим условиям. Особая роль здесь принадлежит университетам. Высшая школа в немалой степени может воспрепятствовать появлению таких социальных установок, которые негативно влияют на нравственные ценности, способствуют росту аполитичности, скептицизма, бездуховности.

Именно такую цель ставила группа ученых-обществоведов Дагестанского государственного университета во главе с доктором исторических наук С. Муртузалиевым, которая  изучала современное состояние поликультурного образования в Дагестане, тенденции и перспективы выхода его из кризиса, анализировала сущность национального самосознания и менталитета студенческой молодежи. Один из важных выводов, который был сделан исследователями, – это то, что у дагестанских народов,   которые веками реализовывали принцип поликультурности в дружбе, согласии, взаимопомощи, считая это своим бесценным наследием, есть чему поучиться и миру. Дагестанские ученые выступили инициаторами проведения в Пятигорске международной конференции «Северный Кавказ: история, политология, поликультурное образование», выпуска сборника научных статей «Проблемы поликультурного образования».

Когда мы говорим о формировании политической культуры у молодежи, нельзя не учитывать такое явление как Интернет. У интернет-центра ДГУ сегодня более 6,5 тысячи пользователей. Преподаватели и студенты вуза индивидуально или в составе групп принимали участие и выигрывали гранты в различных конкурсах по темам «Высшее образование» «Горячие точки», «Гражданское общество», «Право». Между тем открытый доступ к всемирным информационным ресурсам таит в себе и определенную опасность, так как происходит  массированное воздействие на политическую и духовную сферу. В частности, это касается общественного сознания и политической ориентации различных регионов, формируемых под влиянием отечественных и зарубежных СМИ, системы принятия политических решений, структур, занятых образованием и формированием личности, ее духовного мира.

Существенную роль в процессе формирования политической культуры играет преподавание политологии. Введение в вузах России и Дагестана этой дисциплины вызвано необходимостью не только реформирования нашего общества, но и изменениями в мире.  Политика и наука о ней – «политология» неразрывно связаны с самыми глубокими основами человеческого существования. Как отмечал древнегреческий мыслитель Аристотель, политика коренится в самой природе человека как существа, «обреченного жить в коллективе, обществе и взаимодействовать с другими людьми».  Не случайно он образно называл человека «политическим животным».

Итак, политология призвана помочь людям разобраться как в своих взаимоотношениях, так и во взаимоотношениях с государством, чтобы не стать объектом политических манипуляций. В ряде вузов республики образованы кафедры политологии, читаются спецкурсы по проблемам формирования гражданского общества и правового государства в Дагестане. На этих лекциях докладчики должны донести до своих слушателей мысль о том, что формирование политической культуры у граждан является одним из важных условий успеха политических, социальных и экономических преобразований. А это так  необходимо сегодня нашей республике.

Новости раздела