"

Почему Дагестан звучит тревожнее своего Гимна?

Фото:
3618
5 минут
Кто бы мог подумать, что тема смены Гимна Дагестана вызовет такой ажиотаж, столько разговоров и конфликтов? Но реальность такова: тема Гимна занимает важнейшее место в дагестанской блогосфере. О Гимне теперь говорят и спорят больше, чем в момент его создания; больше, чем за все 22 года его существования. Образно говоря, споры о Гимне звучат чаще самого Гимна.

Да, Гимн – достойный предмет для разговоров. Но все ли разговоры достойны Гимна? Гимн – это один из важнейших государственных символов. И все нынешние шумные страсти вокруг него – тоже символ. Но они, - символ нашей глубокой экзистенциональной тревоги, вызванной экономическим кризисом и состоянием дальнейшей неопределенности.

Иначе с чего бы вдруг столько разговоров? Собственно, Гимн Кажлаева-Гамзатова «Клятва» не является чем-то новым. Он был создан в 1994 году в рамках объявленного в республике конкурса. В 2015 году перед повторной подачей в конкурсную комиссию он получил новую, более актуальную редакцию. Он зазвучал быстрее, обрел «призывность» и величавость в звучании, но в целом остался тем же оригинальным произведением, прямое отношение к которому имел другой «символ» Дагестана, – Расул Гамзатов.

В каком-то смысле гимн «Клятва» не пришел в нашу жизнь – он просто в нее вернулся. Гимн Кажлаева-Гамзатова, как минимум, ничем не хуже произведения Чалаева-Гамзатова. Как писал в 1994 году Иосиф Кобзон, после «…35 лет в искусстве песенного и музыкального жанра смею утверждать, что сочинение Мурада Кажлаева величественно и достойно стать гимном Великого Дагестанского народа».

Кроме Кобзона в поддержку проекта гимна «Клятва» высказались известные деятели музыкальной культуры страны и общественные деятели: композиторы Владимир Газарян, Павел Аедоницкий, Серафим Туликов, председатель Комитета по образованию, культуре и науке, депутат Государственной Думы Л.Рожкова и другие…

К сожалению, разумные аргументы не берутся в расчет, когда на первое место выходят эмоции. Как известно, культура – самый чуткий барометр любого социального кризиса. И нынешний экономический кризис сегодня мы ощущаем на уровне эмоций. От понимания что «что-то идет не так» в общество проникает тревога. Это потом мы сможем глубоко вникнуть в проблему кризиса, разобраться в ней и сможем, в конце концов, ее решить. Но первая реакция всегда – эмоциональная. А самая насыщенная эмоциями сфера человеческой деятельности – культура.

Сегодня есть все признаки экономического спада. Вся страна переживает сокращение производства, падение доходов населения и уменьшение потребительских возможностей. Кризис – наша абсолютная экономическая реальность. Мы твердо знаем, что он есть, что он – часть нашей жизни. Он вызывает огромную тревогу, но мы пока не придумали, что с ним делать, как его преодолеть. Потому тревога общества проявляется в совершенно неожиданных ракурсах. Очень часто – в культуре, потому что она – как обнаженные нервы общества. Культура в сто крат более четко передает наши эмоции, чем, социалогия, хотя и не может обосновать выход из создавшейся ситуации.

Те, кто пережил трудные 1990-е годы помнят, как остро и отчаянно «звучал» экономический кризис в зеркале массовой культуры. Например, в эстраде, самые тревожные, явно деструктивные тексты песен становились и самыми популярными. Они находили миллионы поклонников. В крупных городах концерты групп собирали десятки тысяч желающих разом попасть на концерт. Ни до, ни после такого ажиотажа в России не было. Популярность порой была на грани массового психоза. Вместе с группой «Кино» вся страна пела: «Между землей и небом - война». И вот прошло время, но кто из нас сейчас вспоминает кумиров тревожной молодости? А кто сейчас смотрит суперпопулярные в перестройку позднесоветские фильмы-антиутопии?

Конечно, сегодня накал страстей далеко не тот. Но и теперь в массовой культуре ощущение неспокойствия прорывается порой самыми неожиданными темами. Прямо сейчас во всех российских эстрадных рейтингах лидирует группа «Ленинград», где миловидная девушка «поет матом». И снова – миллионы поклонников такого «творчества».

Не я один – многие в эти дни пытаются ответить на вопрос о том, почему так задел и так разделил Дагестан вопрос о Гимне. Но объективного ответа у меня нет, и быть его, мне кажется, не может. Тема Гимна – сугубо специфический, специализированный, профессиональный вопрос, который вдруг стал вместилищем коллективных страхов и предчувствий. Это такой вопрос, в котором сколько не копайся, никогда не найдешь никаких ответов.

Было бы лучше, если бы мы не занимались «самокопанием». Экономические проблемы надо решать экономическими же механизмами. Нужно повышать конкурентоспособность экономики, делать правильные инвестиции, бороться с коррупцией, развивать сельское хозяйство и т.д. Безусловно, это более долгий, более трудный путь, но – единственно реальный путь.

Политики часто призывают «не раскачивать лодку». Но это правило не распространяется на сферу культуры, в которой «раскачивание» есть нормальная часть процесса творчества. За их способность к созиданию, творческим людям прощается многое. Но всем остальным нужно решать за себя. Раскачивая лодку, умом мы понимаем те неприятные последствия, что ждут нас в холодной воде. И даже если эмоции смогут на время выключить разум, вода от этого не станет теплее. Смысла в эмоциональной реакции на экзестенциальный страхи не больше чем в любой другой панике.

Все признают: да, новый Гимн Дагестана теперь звучит веселее, живее и торжественней. Проблема в том, что из-за кризиса сам Дагестан сегодня звучит намного тревожней! Отсюда и диссонанс. Но гимны пишут не для тревожных времен. В них должны быть надежда на лучшее; свет, радость жизнь и любовь. В них должно начинаться Будущее…
Источники
РИА "Дагестан"

Новости раздела