"

Обсуждать необсуждаемое

Фото:
3209
5 минут

Дагестану остро нужна площадка для стратегических дискуссий на важнейшие темы

В последнее время в России стали немного критичней относиться к политическим практикам Запада. В частности, мы видим что пресловутая «политкорректность» - это никакая не политика. Зачастую это банальная попытка спрятать от обсуждения проблему, стыдливо замести ее под коврик вместо того, чтобы эту проблему решать. Вместе с тем, уже сделав идеологический вывод: «Нам эта практика не подходит» мы еще не сделали практический вывод: «Теперь свои проблемы мы будем решать так»…

Чтобы успешно развиваться в будущем, Дагестану нужна площадка, на котором можно было бы обсуждать самые важные проблемы республики. В том числе те проблемы, на которые наложено «табу» нашей собственной практикой политкорректности.

Как известно, к Дагестану давно приклеились штампы типа «сложный регион», «особый регион», «регион со своей спецификой» и т.д. Несмотря на подчеркнуто бесцветное звучание, на практике все эти словосочетания означают проблемы, которые возникают или могут возникнуть у нас практически в любой момент. Поэтому такая «особость» - предмет не для гордости, а для трудных раздумий о том, как от «особости» избавиться.

На преодоление или хотя бы сдерживание всевозможных проблем Дагестана приходится тратить большие ресурсы. Причем из всех мыслимых источников: и из кармана дагестанцев, и из бюджета республики. А, кроме того, преодоление реальных или возможных угроз оплачивает вместе с нами вся Россия.

Если бы мы задались целью точно подсчитать, во сколько обходится наша «сложность» и «особость», мы были бы поражены самим порядком цифр. Расходы, связанные с Дагестаном, совсем не заканчиваются помощью республиканскому бюджету от бюджета федерального. На порядок больше страна тратит по самым обильным статьям федерального бюджета: «Оборона» и «Национальная безопасность». Если бы не исходящая с Кавказа угроза, эти расходы были бы меньше на сотни миллиардов рублей. Да и простые дагестанцы сегодня живут хуже, чем граждане регионов, не имеющих «особенности» и «сложности»…

На мой взгляд, республике сильно мешает то обстоятельство что самые важные проблемы Дагестана публично обсуждать нельзя. Есть определенные законы, которые может переступить тот, кто заговорит о главных проблемах Дагестана. Есть также масса неписанных законов, табу, наложенных на обсуждение самых сложных проблем.

Давайте посмотрим на примерный список проблем, на обсуждение которые в Дагестане существуют ограничения:

1. Национальный вопрос. 

Для такой сложной республики, как Дагестан, честное обсуждение национального вопроса и межнациональный диалог - важный залог общего прогресса. Но в национальном вопросе гласных и негласных табу у нас больше, чем листьев на дереве. Причем многие из этих запретов даже не прописаны в законах, - они существуют на уровне понятий. Например, не прописан в законах важнейший институт Дагестана - система национального квотирования должностей. А раз не прописан в законах, значит трактовать эту практику каждый может на свое усмотрение.

2. Вопрос отношения религии и государства. 

Множество гласных и негласных табу существует вокруг обсуждения темы взаимоотношения религии и государства. Вообще мировые религии являются самодостаточными способами организации общества. И государства – тоже самодостаточны. Порой буквальное следование требованиям религии граничит с преступлением против государства – «экстремизмом». Буквальное следование законом государства чревато «грехом» - преступлением против религии. Государство и религия существуют как параллельные легитимности - пытаясь не замечать, что очень даже вмешиваются в компетенцию друг дуга.

3. Вопросы существования многих народов в рамках единого административного образования «Республика Дагестан».

Неясен и окутан туманом статус административной единицы «Республика Дагестан» и наднациональной общности «дагестанцы». Статус наднациональных административных образований и наднациональных общностей вообще не прописан в законах России. Тем не менее, Дагестан существует,  объединяет аварские, даргинские, кумыкские, лазгинские и т.д. земли и народы. Дагестанские чиновники решают национальные проблемы аварцев, даргинцев, кумыков, лакцев и т.д. А насколько эффективно и беспристрастно им удается заведовать «общим» хозяйством - обсуждать нельзя. В обществе и СМИ существуют фактические табу на обсуждение этой темы.

4. Границы ответственности чиновника за состояние вверенного ему дела.

Изъян современного государства в том, что не существует личной ответственности чиновника. Поэтому чиновники годами «успешно борются» с определенной проблемой и никогда не несут ответственность за то, что не справились с ней. Если чиновника за что-то у нас наказывают, то только за злоупотребления властью и никогда – за неспособность добиться результатов. Это вообще изъян всей демократической системы: проблемы она может только сдерживать, но, в отличие от тоталитаризма не способна искоренить ни одну из них. Но если на Западе хотя бы существует институт выборных чиновников, которых автоматически назначают ответственными за все провалы по истечении срока их полномочий и «наказывают» неизбранием на новый срок, то у нас «демократия» скорее сословная. То есть жаловаться на произвол чиновника мы можем только тому же самому несменяемому чиновнику.

5.  Границы ответственности государства за состояние вверенного ему общества.

Собственного говоря, у нас вообще нельзя обсуждать структуру государства. По идее, создание или ликвидация того или иного министерства или ведомства – обычная рутина, просто инструмент, которым государство должно решать стоящие перед ним задачи. Но у нас государство не спрашивает граждан о том, каким ему быть. Возможность подобного обсуждения даже не допускается современными законами.

Практически все самые важные вопросы в Дагестане обсуждать нельзя. Например, нельзя обсуждать национальные вопросы, взаимоотношения религии и государства, ответственность чиновника, структуру государства и много чего еще… В таких условиях трудно себе представить, что мы сможем эффективно прогнозировать и планировать свое развитие. Это показывает и практика. Пятнадцать лет в Дагестане пишут разного рода «Стратегии» и «Программы развития», но ввиду того, что самое важное обсуждать нельзя, цена этим «стратегическим документам» стабильно колеблется в районе нуля.

Конечно, есть сложные темы для обсуждений, которые нельзя просто взять и выложить для обсуждения в WatsApp или Instagram. Но хотя бы экспертное сообщество должно иметь право обсуждать «необсуждаемое». Иначе мы никогда не сможем прогнозировать собственное будущие и никогда не добьемся устойчивого развития. 

Источники
РИА "Дагестан"

Новости раздела