"

«Обеление экономики»: трудности только приблизят результат

Фото:
5474
4 минуты
Ни для кого не секрет, что приоритетные проекты Главы Дагестана стартовали в сложнейших условиях. Уже с 2012 года в экономике России появились симптомы кризиса. Соответственно уменьшались возможности поддержки Москвой реформ в Дагестане. А с конца 2013 года полыхнула огнем война на Украине, которая еще больше усугубила кризис. Вряд ли Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов, стоящий за штурвалом республики, ожидал, что выводить корабль на «чистые воды» придется в такую грозу.

Пятнадцать лет Дагестан жил в условиях, когда страна быстро развивалась и не экономила на расходах. Нефть и газ стабильно дорожали, а с ними лучше становилась жизнь. Не было срочной необходимости в структурных реформах. И вот теперь кризис выявил все застарелые болячки, до которых долго не было дела, лечение которых откладывали на «когда-нибудь потом».

Но с другой стороны, именно трудности создают мотивацию для завершения реформ. Когда все хорошо, когда денег вдоволь, то реформы не вызывают энтузиазма. А сегодня за нами «горит степь» и огонь кризиса заставляет бежать быстрее. Возможно, именно снижение материальных возможностей поможет республике преодолеть инертность, ускорить ход реформ и увеличить налоговый потенциал.

Обсуждение проекта бюджета на 2015 год показало, что ожидается существенное, – на 11%, сокращение объемов дотаций Дагестану. Республика должна исполнять взятые социальные обязательства, в тоже время, развивая экономику. Как это возможно при уменьшении государственных инвестиций? Образно говоря, «Обеление экономики» должно идти в условиях жесткой экономии побелки.

Но есть основания и для оптимизма. В новейшей истории Дагестана был небольшой отрезок времени, когда республика нежданно-негаданно стала почти самодостаточной. Значит, можем, если захотим. Правда, это событие находится в тени события более грозного, а именно – захвата Белого Дома в 1998 году.

1998 год был, возможно, самым трудным для республики. Ему предшествовали десятилетие неудачных реформ, «наэлектризованное» общество, огромные долги по зарплате, масса конфликтов, два года неурожая, «Национальные Фронты», едва не ставшие просто фронтами… И вот на фоне всех этих проблем – очередное ужесточение монетарной политики. Либеральное правительство Кириенко-Немцова с начала года ограничило помощь тем регионам, которые не могут собрать налоги. Вследствие этого «смелого эксперимента» поступление денежных средств в Дагестан почти прекращается. А ведь и так пенсии, пособия, зарплаты бюджетникам выдаются с опозданием – у кого-то задержки составляют три месяца, а у кого-то все девять.

В какой-то момент начало казаться, что социальный взрыв неизбежен. Вот тогда-то и вся республиканская власть, и налоговый аппарат начали работать. Это кажется невероятным, но республика за три первых месяца 1998 года собрала налогов больше, чем за весь предыдущий год! Оказавшись на краю пропасти, даже самые ленивые из чиновников начали работать.

Впрочем, тот удивительный результат так и остался исключением из правил. В мае 1998 года в Махачкале вспыхнули беспорядки, завершившиеся захватом Белого Дома. Москва оперативно пересмотрела свое отношение к Дагестану: в течение недели были погашены многие долги, поступила помощь из федерального бюджета. Республике даже начали уделять повышенное внимание: Дагестан получил гораздо больше, чем в предыдущем году. Либеральные «экспериментаторы» быстро покинули Правительство России, который возглавил Евгений Примаков. А с 1999 года в России начался экономический рост и надобность в экономии средств отпала. С тех пор деньги поступали в республику все ширящейся рекой. Так и сложилась ситуация, про которую Глава Дагестана Рамазан Абдулатипов однажды сказал: «Республику кормили, но не лечили».

Возможно, трудности – всегда хороший фон для реформ. И мы видим, что сегодня, несмотря ни на что, реализация приоритетного проекта Главы республики «Обеление экономики» продолжается. Например, много лет республика не могла собирать налоги из-за того, что права собственности на землю не регистрировались. И вот теперь идет работа по выявлению собственников. Десятки тысяч владельце участков уже установлены и собственность взята на государственный кадастровый учет. Возможно, «невостребованная» часть участков будет возвращена государству.

Сложная задача - борьба с неплатежами за газ. Долг Дагестана за уже потребленный продукт составляет более 20 млрд. руб. Один этот неподъемный груз превращает республику в банкрота. Сегодня и борьба с неплажетами идет активно. Только за один рейд и только в Махачкале были отключены десятки неплательщиков и выявлены десятки незаконных врезок.  Другая сложнейшая проблема – неэффективное управление государственной собственностью. Десятилетиями многие ГУПы и МУПы поглощают деньги бюджета, как правило, не обеспечивая поступление налоговых и иных платежей в бюджет. И мы видим, что республиканское руководство стремится избавиться от этих «кормушек».

Вообще, сокращение бюджетной помощи не является неразрешимой проблемой. Если удастся добиться устойчивого роста и вывести экономику «из тени», то Дагестану для исполнения социальных обязательств не потребуется помощь извне. Бюджет республики может и должен справляться сам с обеспечением потребностей республики.

Новости раздела