"

Не сотвори себе кумира…

Фото:
7821
7 минут
Реформаторами новейшей истории России творческая интеллигенция рассматривается как один из важнейших инструментов формирования гражданского общества. Собственно, она, интеллигенция, и в прежние времена задавала тон в общественной жизни страны. Но сегодня принципиально важным моментом является создание духовно-нравственной составляющей, культурной среды в условиях открытого информационного общества, которое, представляя современные демократические институты, во многом страдает общей болезнью - быть не по-настоящему независимыми, а, скорее, наоборот, слишком зависимыми от коммерсантов, зарабатывающих на литературе, не имеющей прямого отношения к классике жанра.

Что же сегодня представляет собой творческая интеллигенция? Можно ли рассчитывать на устойчивость корабля, дрейфующего в штормовом море демократии, - писательский истеблишмент, который должен своими произведениями заставить читателя размышлять, становиться духовнее, нравственнее. Согласитесь, сегодня в литературном сообществе почти не встретишь серьезной публицистики, драматических, поэтических произведений. Навскидку начинаешь копошиться в современных авторах, и становится тоскливо, потому что к настоящему творчеству они почти не имеют отношения, а если и имеют, то с большой натяжкой. Достаточно вспомнить поэтов и писателей, которых приглашают на крупные литературные встречи. Среди цвета творческой интеллигенции - детективщики, жаждущие прославиться, известные узкому кругу или вообще никому неизвестные писатели новой волны, произведения которых, подозреваю, вряд ли останутся в памяти  потомков, ибо не отражают слома эпохи российской государственности, переживающей процесс социального переустройства, психологию современного мира, личности, оказавшейся заложницей несущегося в космос глобального перемещения народов века, идущего на смену живому виртуальное общение, обедняющее, обособляющее его в пространстве, откуда нет выхода человеческой душе…

Помнится, В. Путин поставил перед творческой интеллигенцией вопросы, волнующие его как президента. В первую очередь речь шла о падении интереса российской молодежи к литературе. Как выяснилось, современный россиянин читает не более девяти минут в день. И это происходит в некогда самой читающей стране мира.

Да, можно было бы сослаться вместе с президентом на бурное развитие информационных технологий и, как следствие, утрату статуса книг, общее падение культуры, искажение ценностных ориентиров, повсеместное пренебрежение правилами русского языка. И этот упрек был бы вполне справедливым. Как и президентский призыв пересмотреть программы преподавания русского языка и литературы, придать государственный статус национальной программе поддержки чтения. Но прежде этот вопрос, наверное, необходимо было бы адресовать разработчикам федеральных образовательных стандартов, которые решили объединить в рамках образовательных дисциплин в школах русский язык с литературой, посчитав, что  нет необходимости вообще выделять часы на литературу. Они же посчитали излишним включать в программу изучения классиков русской, советской литературы, исключили филологическое образование в непрофильных вузах. Вот и Н. Солженицына констатировала массовое невежество, косноязычность молодого поколения… Но что самое главное, на чем основывается мировоззрение гражданского общества - отсутствие идеологии, формирующей правовые механизмы, духовно-нравственные приоритеты, культурный геном государства, кстати, крупнейшего в мире.

В начале 90-х идеологи перестройки, весьма вольно трактуя доктрину новой России, загнали ее в прокрустово ложе, лишив не только идеологии, но и, полосуя по живому, пустили под нож бывшие союзные республики, автономии, предложив взять им суверенитета столько, сколько влезет, что закончилось кровавой бойней. Военная вакханалия обострила не только и без того слабую экономику, но и, пренебрегая сформировавшимися традициями великого государства, образовала брешь в тончайшей духовно-нравственной сфере, породив за прошедшие десятилетия не одно бездуховное поколение. Все стремительнее скатываясь в бездонную пропасть, оплакивая прежнюю страну и все то, что для нас было свято, мы неистово боролись внутри нее со своим же народом, движимые ненавистью друг к другу, не желая признаться даже самим себе, что отдаем кровь и жизнь за то, что у нас отняли - родину, чувство единства народа, воспитанного на одних идеалах, любимых писателях, поэтах, кинематографистах, создававших неповторимые образцы книг, фильмов, ставших для многих поколений нравственным очищением, правдой жизни, ценой подвига, прославлявших и безмерно любящих Отчизну.

Патриотизм, о котором сегодня так пекутся российские реформаторы, воспитывался с момента рождения, с примера, который был перед глазами - родителей, уверенных в завтрашнем дне, молодом поколении с гарантированным бесплатным образованием и работой. Вся страна зачитывалась и засматривалась произведениями, возвеличивающими подвиг во имя Родины, высоту душевных помыслов. Многие из них вошли в мировую сокровищницу выдающихся творений человечества. Так складывалась система ценностных ориентиров, мировоззрение нации. Сегодня нас все чаще одергивают, напоминая, что возврата к прежнему нет, что мы живем в условиях формирующейся политической системы, требующей новых подходов, идеологических требований. При этом безжалостно выхолащивается прошлое, в котором было немало хорошего, что можно было взять на заметку. Но ведь совсем не случайно В. Путин, обращаясь к теме общегражданской идентичности, не раз проводил параллель с прежней формацией «советский человек», носившей конкретный идеологический статус.

На чем же сегодня должна основываться общегражданская идентичность современного россиянина? Какие духовно-нравственные ориентиры пропагандироваться? Пока на эти вопросы никто ответить не может. Власть предлагает размытые формулировки, неясные тезисы, что порождает еще более запутанную ситуацию, например, с духовными институтами, что приводит к радикализации внутри общественных отношений, противоречиям среди интеллигенции. Даже при поверхностном обзоре российских телеканалов, передач, ангажированных политиками, религиозными деятелями, бесконечных ток-шоу, отупляющих массовое сознание, можно сделать вывод, чем  заполняется духовная ниша россиянина, которому вдалбливается потребительская психология, проецируется «красивая» жизнь, неважно, какой ценой для одних, для других же звучат призывы к смирению и покорности.

Стоит обратить внимание и на то, какие пьесы ставятся на подмостках центральных театров. Невиданная разнузданность нравов в погоне за зрителем, убогость пьес, лишенных вообще какого-либо смысла. А уж о Большом театре, храме искусств, вообще говорить не приходится. Тут новаторство достигло такого апогея, что в свое время великая русская певица Г. Вишневская, не выдержав «вольного прочтения классики», разразилась гневной тирадой в адрес авторов, превративших «осовремененную» оперу в дешевую оперетку. И с тех пор ничего не изменилось…    

На этом «живописном» фоне декларируются нормы, явно не стыкующиеся с моралью, что влечет за собой деградацию, нет, не поколения, а целой страны. Для большинства россиян все еще остается неясным, в какой стране они живут, какое общество строят. И можно ли в условиях нивелирования традиционных ценностей подменять одни духовные приоритеты другими. Остается на распутье и творческая интеллигенция, отражая, как в кривом зеркале, перипетии смутного времени. Ей не хватает зрелого профессионализма, мастерства в работе над сложными жанрами. За последние годы не появилось мало-мальски значимых исторических, масштабных полотен, произведений, которые могли бы стать событием в жизни общества, дать нравственную оценку происходящим в современных реалиях эпохальным трансформациям. Из поля зрения исчезла классика жанра, она растворилась в изданиях-однодневках, перестав будить совесть, заставлять размышлять о высоком, быть духовным, нравственным.

К сожалению, современная литература не способна дать душе  пищу для размышлений о своем месте в жизни, гражданской позиции. В ней нет психологизма, глубины, высокой планки, до которой всегда хочется дотянуться. Скорее, наоборот, она, как балласт, тянет тебя вниз, сводя до уровня плохого детектива. Складывается впечатление, что поверхностная литература и есть наше настоящее. Намеренно не говорю о кризисе национальной литературы, которая, потеряв переводческую школу, замкнулась в границах национального сообщества.

Как в таких условиях можно сформировать общегражданскую идентичность, как воспитать новую личность, способную не только адаптироваться к условиям существования в открытом мире, но и ставящую интересы Родины в число святых заповедей, которые лежат в основе истинных духовных ценностей? Раздрай в головах на самом деле намного страшнее любого экономического кризиса. Это надо понимать. И строя будущее, не забывать то, что не подлежит забвению, что всегда остается ценным… Может быть, тогда мы переживем суровые времена, которые, как известно, не выбирают…

Хочется верить, что грядут другие, новые времена возрождения истории великой страны, ее культурных, исторических традиций. И тогда, вдохнув глоток свежего воздуха, мы очнемся от долгого, мучительного сна, чтобы возродиться вновь…

Новости раздела